Создание максимально комфортной световой среды для посетителей;
Формирование условий для правильного восприятия посетителями представленных экспонатов;
Привлечение внимания посетителей к определенным зонам или объектам и поддержание их интереса с помощью грамотно расставленных световых акцентов;
Гармоничное соответствие системы освещения концепции и стилистике экспозиции.
Обеспечение безопасности и сохранности экспонатов.
Основные принципы
Галерея - помещение, где экспонируются художественные ценности, поэтому создание системы освещения галерей предполагает высочайший уровень профессионализма разработчиков и применения качественного оборудования. Это обусловлено самой спецификой таких объектов, предъявляющих жесткие требования к свету. Ошибки освещения в этой сфере могут повлечь за собой не только искаженное восприятие произведений искусства, дискомфорт для посетителей, но и их порчу или разрушение под воздействием температуры или излучения.
Подчеркнуть уникальность экспонатов можно используя прием драматичного освещения. Пример реализации проект освещения SURROUND ART GALLERY. Ссылка на проект.
Освещение галерей – это одно из важных направлений нашей работы. Гарантией высокого качества реализации проекта освещения является то, что в проектах мы используем индивидуальный подход, детальную проработку каждого элемента системы освещения и качественные компоненты для производства наших светильников. Наличие собственного производства позволяет нам находить и воплощать оптимальные решения.
Основными задачами систем освещения в галереях являются:
Создание комфортной для посетителей визуальной среды;
Стремление подчеркнуть уникальность каждого экспоната и максимально раскрыть его эстетическую ценность.
Слишком сильное или, наоборот, недостаточное освещение, неправильно подобранная цветовая температура или неверное направление светового потока может значительно исказить восприятие представленных произведений искусства.
Особенно важно точно настраивать свет в тех галереях, где применяется драматичный прием постановки света, где освещение работает на акцентах, а общего света почти нет.
Стоит добавить, что освещение галерей также должно учитывать индивидуальные особенности каждой конкретной экспозиции. На практике это означает тесное сотрудничество специалистов, создающих систему освещения с владельцами галереи и экспертами, специализирующимися на данной тематике.
На уровень освещенности галерей влияет большое количество специфичных факторов которые необходимо учитывать: уровень естественной освещенности, материалы, из которых выполнены экспонаты, и другие нюансы, требующие специальных знаний. Здесь многое зависит от мастерства специалистов, создающих систему освещения, творчески комбинирующих различные элементы осветительных систем, чередующих зоны повышенной или сниженной освещенности. Так создается особое световое пространство, влияющее на восприятие экспозиции, привлекающие внимание к главным экспонатам или смысловым центрам композиции.
Типичные ошибки
Применение источников света с низким индексом цветопередачи;
Неправильное распределение акцентного света, резкие тени или блики на экспонатах;
Несоответствие выбранного оборудования тематике экспозиции.
Выбор оборудования
Самое важное правило, актуальное для освещения галерей, заключается в обеспечении правильной цветопередачи. Современные светодиодные источники света, имеют индекс цветопередачи Ra ≥ 90 и легко удовлетворяют требованиям к освещению галерей.
На фото проект освещения Лаунж зоны в Доме Немецкой экономики, в которой находится галерея художественных произведений. Светодиодные прожекторы обеспечивают качественную цветопередачу, благодаря специальным светодиодным модулям.
Трековые прожекторы, которые позволяют с легкостью перенаправить свет при изменениях экспозиции, образуют мобильные и эффективные системы освещения галерей.
Кроме этого, важное условие освещения галерей – отсутствие ультрафиолетового и ближнего инфракрасного излучения, так как оно может негативно сказаться на сохранности экспонатов. Использование светодиодных светильников гарантирует безопасность для экспонатов, так как этот они не дают вредных излучений, и, что немаловажно, имеют низкую (по сравнению галогенным светильником) теплоотдачу.
С 2018 года у нас можно купить специальные экспозиционные прожекторы, позволяющие максимально точно настроить световое пятно на экспонируемом объекте: сконцентрировать световое пятно или кадрировать в зависимости от задачи освещения. Читайте подробнее тут.
Еще один тип освещения, новый, но уже популярный - это световые потолки и подиумы. Такое оборудование создает мягкое освещение без образования чрезмерных бликов на экспонатах. Ссылка на проект освещения, приведенный ниже.