Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!
В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут
Закрыть окноЕсли продавать бытовую технику, книги и лекарства через Интернет розничные сети уже научились, то с продуктами питания дело обстоит иначе. Компании в России и за рубежом предпринимали попытки выхода на рынок, но немногим это удавалось сделать успешно.
МСТИСЛАВ ВОСКРЕСЕНСКИЙ родился в 1975 году в Москве. В 1997 году окончил Государственный университет управления (Москва) по специальности «Инновационный менеджмент». В 2005-м защитил кандидатскую диссертацию по теме «Организация управления продуктовым интернет-магазином розничных сетей». Имеет десятилетний опыт организации и руководства проектами продаж продуктов питания через Интернет, среди которых первая служба доставки продуктов питания на дом в Москве «Служба 77», интернет-магазин сетей «Рамстор» (Москва) и «Гроссмарт» (Казань, Саратов). Сейчас Мстислав руководит компанией «Директфуд», которая занимается консультированием в области организации продуктовых интернет-магазинов для розничных сетей. Читает авторские курсы «Интернет-торговля» и «Электронная коммерция» в Государственном университете управления (Москва).
В конце 1990-х считалось, что продукты питания продавать через сеть Интернет вообще невозможно. Среди причин, препятствующих успешной торговле, назывались широта и специфичность ассортимента, сложности в организации хранения и логистики, несовершенство программного обеспечения, отсутствие подготовленного персонала. Приводились даже доводы о том, что покупателю необходимо видеть продукты на полке магазина, чтобы их купить. Розничная сеть Tesco доказала, что это не так.
Открытый в 1999 году интернет-магазин розничной сети Tesco (Великобритания), флагман онлайн-торговли продуктами питания в мире, демонстрирует впечатляющие результаты. Доля его продаж в 2011 году составила 5% общего объема продаж сети, в абсолютном значении превысила 3,3 млрд фунтов стерлингов в год и продолжает расти.
На начало 2010 года количество заказов интернет-магазина Tesco превышало 70 тыс. в день. Важным фактором успешного развития интернет-торговли компании является эффективная система логистики, а именно высокая концентрация точек продаж и выдачи интернет-заказов практически во всех городах Великобритании. Торговые точки Tesco обслуживают 99% населения страны.
Несмотря на очевидный успех Tesco, скептики продолжали утверждать, что западный опыт неприменим к России, жители нашей страны воспитаны по-другому и никогда не привыкнут приобретать продукты через сеть Интернет. Однако появившаяся в середине 2000-х годов компания «Утконос» развеяла эти сомнения. Она показала, что рынок в России есть и он увеличивается. Крупнейший участник интернет-торговли РМСС в России — «Утконос» (Москва и Московская область) — ежедневно осуществляет около 7000 поставок продуктов на дом (рекордные продажи были в 2008 году — около 15 000) со средним чеком 3500 руб. Компания обладает современным распределительным центром в Бутово. Сейчас работает порядка 60 отделов выдачи заказов в Москве и Подмосковье (каждый площадью более 200 кв. м).
Объем интернет-ритейла в 2010 году достиг 240 млрд руб. и в ближайшие 5 лет вырастет еще минимум в 2,5 раза. В 2011 году рынок увеличился на 30-40% и по темпам роста намного опередил традиционный ритейл, который вырос только на 5-7%. Однако, несмотря на столь впечатляющий рост, пока онлайн-сегмент занимает в общем обороте российской розничной торговли всего 1,6%. Это немного по сравнению с некоторыми другими странами, например Великобританией, где онлайн-торговля составляет более 10% общего оборота розницы, Германией (8%) и США (6,5%). В то же время в Европе есть страны, в которых интернет-торговля развита не так сильно, и ее доля в обороте сопоставима с российскими показателями (например, в Италии — 1,2%, в Испании — 1,3%).
Согласно данным, полученным Tesco, по итогам 2009 года, на долю интернет-торговли продуктами питания в Великобритании приходилось около 3% общего розничного объема продаж продуктов питания. При этом к 2014 году ожидается увеличение интернет-продаж продовольственных товаров до 5,5%.
Россия пока серьезно отстает: по данным Федеральной службы статистики, доля интернет-торговли продуктами питания в 2011 году составляла 0,14% от общего розничного объема продаж продуктов питания. Продукты питания занимают в общем объеме продаж российского Интернета около 4,6%, а опыт их покупки в 2011 году имели 17% россиян (в 2009-м — 15%). Российские традиционные супер- и гипермаркеты пока плохо представлены в Интернете. Справедливости ради отметим, что в Москве заказ продуктов онлайн уже не кажется экзотикой.
Неразвитость отечественного рынка интернет-продаж связана с тем, что российский организованный ритейл (супер- и гипермаркеты) еще довольно молод по сравнению с мировыми лидерами. Компании предпочитают сосредотачиваться на основном бизнесе и пока не уделяют должного внимания развитию интернет-продаж. Важным фактором такого отставания является отсутствие практического опыта, квалифицированного менеджмента, желания и смелости у розничных сетей осваивать новые для себя технологии.
Однако потребители постепенно «взрослеют» и привыкают к мысли о возможности заказа продуктов через Интернет. Динамика роста рынка может значительно увеличиться, как только крупные розничные сети откроют свои интернет-подразделения. Запуск продукции интернет-магазинов основными игроками рынка Москвы — вопрос ближайшего времени. О намерении открыть розничный продуктовый интернет-магазин в 2012-2014 годах заявляли MEXX, С&С и Х5Сroup. В профессиональных мероприятиях, посвященных онлайн-ритейлу, в минувшем году принимали участие федеральные лидеры офлайн-розницы, например «Магнит», «Ашан», а также некоторые региональные игроки.Очевидно, в ближайшие годы мы увидим интенсивный рост.
Что нужно сделать розничной сети, чтобы начать работать онлайн?
Рассмотрим ключевые факторы:
Для того чтобы успешно работать на этом рынке, недостаточно открыть веб-витрину и начать продавать товары. Успехи и неудачи отечественных и иностранных компаний показывают, что торговать продуктами питания в сети сложнее, чем другими товарами, и причин тому несколько.
Очевидно, что рынок уже сформирован (7 млн покупателей в Москве), 75% из которых имеют опыт приобретения товаров на рынке и не испытывают недоверия к покупкам онлайн. Ежедневно в столице доставляется на дом 7-15 тысяч заказов с продуктами питания. При этом розничные сети обладают достаточным опытом работы на рынке офлайн, налаженными связями с поставщиками, развитой логистикой, качественным менеджментом, необходимыми финансовыми ресурсами и могут быть успешными онлайн. Вчера было еще рано, завтра может быть уже поздно. Пора действовать!
Мы на выгодных условиях сотрудничаем с архитекторами и дизайнерами, сетевыми магазинами, строительными и девелоперскими компаниями, проектными организациями и дилерами. Свяжитесь с нами, и мы обсудим детали сотрудничества на особых условиях
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
Теги: Освещение магазинов