МДМ-ЛАЙТ – персональные осветительные решения
Заказ обратного звонка

Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!

В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Закрыть окно
бесплатный звонок
по всей России
Заказ обратного звонка

Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!

В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Закрыть окно

Слайд-мэппинг в архитектурном освещении: Почему это актуально?

Слайд-мэппинг не так давно пришел в сферу архитектурного освещения, хотя технология эта не нова. Само понятие «mapping» не каждому знакомо, но точно каждый видел его в деле. По сути, мэппинг - это проекция на плоский или объемный объект с учетом геометрии и размещения объекта в пространстве. И для такой проекции используется не плоский экран (как в кинотеатре), а физическая модель, и изображение настраивается с учетом формы объекта.


Технология начала активно использоваться в 80-х годах в кинематографе, потом нашла применение в шоу-бизнесе. В последние годы мэппинг ассоциируется с различными «зрелищами», такими как концерты, арт-шоу, культурными мероприятиями, организуемыми в крупных городах по всему миру.


Технология, используемая для индустрии развлечений, называется видеомэппинг и является достаточно сложной и дорогостоящей. Целое состояние стоит только один проектор для такого шоу, а обычно их задействуют не менее пяти, не мало стоит и программное обеспечение, не говоря о проектировании, дизайне и самом проведении шоу, в котором участвует десятки специалистов.

Видеомэппинг в архитектурном освещении скорее исключение из правил, дорогая игрушка для праздников. Поэтому мы не будем о нем рассуждать, а обратимся к тому, что уже можно активно использовать в освещении экстерьеров.


ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СЛАЙД-МЭППИНГ?

Слайд-мэппинг – современная технология архитектурного освещения, инструмент для проецирования любого статичного изображения на здание или другую архитектурную форму. Почему статичного? Потому что для этой технологии используются специальные диапроекторы, в которые устанавливаются «слайды» с изображением, и картинка не двигается. Все помнят диафильмы? Вот, это почти то же самое.

  • К вопросу актуальности технологии, кто-то может задаться вопросом: «Если диапроекторы существуют уже много лет, почему их раньше не использовали для освещения зданий?»

Дело в том, что слайды для диафильмов изготавливались из пленки, а в качестве источника света сначала использовались лампы накаливания, позднее распространение получили галогенные и металлогалогенные лампы. Эти лампы нагреваются. Пленка не терпит длительного температурного воздействия, поэтому, при ее быстрой смене (когда смотришь диафильм) ничего страшного не происходит, но если ее оставить в работающем диапроекторе, то она быстро придет в негодность.

Для архитектурного освещения (для больших расстояний) применяется более мощное осветительное оборудование, которое греется еще больше. Логика, думаем, понятна.


В этом контексте нельзя не затронуть одну схожую со «слайд-мэппингом» технологию – «гобо-проецирование» или «гобо-мэппинг», который тоже пришел к нам из шоу-бизнеса. В общем понимании гобо-проекция – это световое изображение, получаемое при прохождении света через трафарет. Термин «гобо» является аббревиатурой , что означает « GO-es В-efore О-ptics» (устанавливается перед оптикой). Сначала трафареты были пленочные, потом их научились делать из металлических пластин, устойчивых к высоким температурам, что позволило повысить световой поток источника света и делать все более мощное оборудование. И это оборудование взяли на вооружение рекламщики и организаторы мероприятий. Монохромные световые логотипы – вот, что приходит в голову, когда думаешь о гобо. И реклама на асфальте. И логотип бэтмена в небе. Технология интересная, но не «wow», конечно.


ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ

В то время, когда на всех зданиях появились красочные и невероятные медиафасады (LED-панели), все успели подумать о проекторах, как о умирающей технологии в архитектурном освещении, ну или во всяком случае не интересной, но нет!

Одновременно несколько факторов повлияли на становление и развитие слайд-мэппинга: появление светодиодов с большим световым потоком, освоение технологии производства стеклянных слайдов, а также доступность и удобство использования нового программного обеспечения.

  • Кстати, за границей «стеклянные слайды» называют «стеклянными гобо», что логично, ведь они также «GO-es В-efore О-ptics». Впрочем, не будем никого путать и примем термин, применяемый в России, как данность.


И в то время, как проекционное оборудование, становится все менее дорогим, а материалы - более доступными, слайд-мэппинг переживает неожиданный ренессанс, становясь принципиально новым способом стационарного архитектурного освещения.

ОСОБЕННОЕ СТЕКЛО

Есть две причины. Первая в том, что специальное стекло, используемое для установки в слайд-проекторы не подвержено воздействию излучения источника света и никак не деградирует со временем. Стойкость стекла позволила применять в проекторах эффективные светодиодные источники света, которые за счет своей яркости сделали картинку очень насыщенной и четкой.

Второй момент заключается в технологии получения рисунка на стекле. Производители стеклянных слайдов предлагают одноцветные, двуцветные, трехцветные и четырехцветные или полноцветные слайды.

Именно полноцветные слайды, напечатанные на четырех стеклах отдельно в соответствии с шаблоном и собранные в одну линзу (слайд) делают изображения фотографически реалистичными и по-настоящему полноцветными.


Вы, наверняка, обратили внимание на то, что некоторые изображения к этой статье иллюстрируют эффекты видеомэппинга, с прошедших шоу с применением этой технологии. В связи с тем, что слайд-мэппинг – это новое направление в архитектурном освещении, то материалов по этой теме не так много. При этом статичный стоп-кадр из видеомэппинг-шоу как нельзя лучше отображает возможности слайд-мэппинга.


СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Слайд-мэппинг может быть применен многими способами, перечислим некоторые из них:

  • Фасады зданий
  • Архитектурные формы, в том числе малые
  • Архитектурные элементы зданий в отдельности
  • Подсветка дорог для навигации и декорирования


А к сферам применения мы отнесем:

  • Выставочная деятельность
  • Рекламная деятельность
  • Декорирование торговых объектов
  • Декорирование кафе, ресторанов, отелей, развлекательных центров
  • Декорирование объектов культуры
  • Подсветка уличных граффити
  • Декорирование парков и садов


Причем, в отличие от ярких, бьющих по глазам эффектов видеомэппинга, эффекты слайд-мэпинга могут быть легкими и органично вписывающимися в эстетику города. Да и не только города, в интерьерном освещении место для слайд-мэппинга тоже есть!


На изображении, представленном выше можно увидеть кафе днем и вечером, при включенном проекторе.

Ключевым моментом в проекционном освещении является его способность превращать поверхность во что угодно. Креативность, пожалуй, самая большая уникальная составляющая технологии. Вы можете заставить все выглядеть так, как вы хотите. Превратить скучный фасад в живописное полотно в японском стиле? Легко!


Слайд-мэппинг - это инструмент дополненной реальности, который при наличии фантазии и при качественной реализации способен сделать из «хрущевки» настоящий шедевр.

К вопросу настенного искусства, распространенного в спальных районах, но иногда встречающегося и в центре города – граффити. Днем изображение видно и радует глаз, но что же ночью? Граффити можно дополнить проекционной подсветкой, повторив все цвета на слайде и в результате получится очень сочная и привлекательная картина. Пример ниже.


ВАЖНЫЙ МОМЕНТ

Как мы уже выяснили, для проецирования изображения используют макет, например, здания, учитывая при разработке его конфигурацию расположение окон (окна «вырезаются» из макета, чтобы не беспокоить того, кто за окном сидит и не светить ему в глаза).

И один и тот же макет используется для создания новых «слайдов» с новым же изображением. То есть, можно в любой момент поменять слайд и получить другой эффект. Такая возможность особенно оценится ритейлерами, которые могут менять настроение на своих объектах по любому поводу, будь то распродажа, смена сезона или какой-нибудь праздник. Сами слайды можно использовать бесконечно долго, а срок эксплуатации светодиодных проекторов может составлять до 70000 часов, а это очень много.

Слайд-мэппинг дает архитекторам ряд преимуществ в презентации проектов. Используя один макет, можно показать несколько решений. В итоге статичный макет превращается в проекционное шоу, производящее яркое впечатление на аудиторию (заказчика).


По мере развития технологий мы видим различные способы демонстрации продуктов и продвижения брендов. Слайд-мэппинг - это отличный способ привлечь внимание к объекту показа.

Является ли слайд-мэппинг более эффективным, чем традиционные методы продвижения и рекламы? Конечно!

Люди с гораздо большей вероятностью будут поражены красочной проекцией по сравнению с более традиционной рекламой. Включение проекционного мэппинга в оформление пространства может заменить другой реквизит. Вместо того, чтобы подвешивать новогодние шары в торговом центре, можно каждый раз рисовать на стенах новогоднюю сказку. Это означает, что транспортировка, хранение, настройка и демонтаж реквизита отменяется, что помогает сэкономить время и деньги. Что важно, все проекторы могут работать в полностью автоматическом режиме, включаться и выключаться по расписанию.

Но не только тематическими изображениями хорош слайд-мэппинг. Его можно использовать в качестве замены уличных фасадных прожекторов.

СЛАЙД-МЭППИНГ - ЗАМЕНА ФАСАДНЫМ ПРОЖЕКТОРАМ?

Изображение, проецируемое проектором может быть более или менее сфокусированным. Когда изображение сфокусировано, мы получаем четкую фотореалистичную картинку, а если немного «размыть» изображение, то получится эффект заливающего освещения, которое обычно достигается с помощью настенных прожекторов.

Ключевое преимущество слайд-мэппинга перед фасадными прожекторами в том, что проектор монтируется не на здание, а на расстоянии от него на удобную опору. Это означает, что стены здания не нужно сверлить, и зачастую это вообще нельзя делать, особенно когда речь заходит об объектах культурно-исторического наследия. К тому же с проекторами не нужно почти никакой коммутации. Еще одно преимущество в том, свет проектора, направленный прямо или под небольшим углом на фасад, никак не может подчеркнуть шероховатости и неровности фасада.


ВЫВОДЫ

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод, что слайд-мэппинг – это настоящая находка для города и для бизнеса. Неограниченные возможности по части выбора изображений, масштабность проекта, ограниченная только условиями монтажа, относительная дешевизна оборудования и отсутствие необходимости в управлении системой – факторы дающие слайд-мэппингу фору и перед традиционными средствами архитектурного освещения и перед новейшими, но сложными и дорогостоящими шоу-технологиями, такими как видеомэппинг.

А самое главное, это, конечно, новизна. На сегодняшний день слайд-мэппинг не до конца освоенная ниша, и потенциал технологии со всеми возможными сферами применения еще не раскрыт. Но в ближайшее время это обязательно произойдет, в этом нет никаких сомнений.

ПРЕИМУЩЕСТВА И ДОСТОИНСТВА СЛАЙД-МЭППИНГА

  • Яркая и сочная картинка
  • Возможность применения там, где другая подсветка невозможна
  • Не требует многочисленных согласований (проектор всегда можно смонтировать на ближайшую опору)
  • Уникальность (технология только развивается)
  • Всесезонность (проекторы изготавливаются с повышенным индексом IP)
  • Простота монтажа
  • Низкая стоимость оборудования и эксплутационных расходов (по сравнению с видеомэппингом и медиафасадами)


Все возможные эффекты слайд-мэппинга невозможно описать в рамках одной статьи, потому что эти эффекты, прежде всего, зависят от идеи, концепции автора. А мы всегда рады помочь в реализации смелых идей дизайнеров и архитекторов. И, если требуется разработать систему уличного или интерьерного освещения с применением технологии слайд-мэппинга, мы обязательно найдем решение.

Отправьте нам заявку и получите проект освещения бесплатно

Мы на выгодных условиях сотрудничаем с архитекторами и дизайнерами, сетевыми магазинами, строительными и девелоперскими компаниями, проектными организациями и дилерами. Свяжитесь с нами, и мы обсудим детали сотрудничества на особых условиях



Спасибо, мы получили Ваше
обращение и перезвоним в
ближайшее время!

В рабочий день среднее время
ожидания не превышает 15 минут

Отправка заявки завершилась неудачей, пожалуйста, повторите попытку позднее





Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Плюсануть
Поделиться
Запинить

Теги: Архитектурное освещение, Ландшафтное освещение, Освещение общественных пространств, Декоративное освещение


	
Наверх