8(800)555-45-50
бесплатный звонок
по всей России
Заказ обратного звонка

Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!

В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Закрыть окно

Азбука стиля

Азбука стиля

Стили светильников от А до Я

Свет может многое. А заключенный в хрупкую или нарочито грубую оболочку светильника, может почти все: заинтриговать или успокоить; превратить хижину во дворец и наоборот; раздвинуть границы пространства и времени. Дизайн светильников сегодня разнообразен как никогда. О капризах ветреной моды — в нашей мини-энциклопедии.

А. Ар деко

Ар деко — стиль, покоривший мир в 20-30-е годы прошлого века и получивший свое название в честь Парижской выставки современных декоративных искусств в 1925 году, — популярен и сегодня. Его можно охарактеризовать как «геометрию без аскетизма». В дизайне светильников активно используются различные геометрические фигуры (круг, полукруг, шар, куб, квадрат, восьмиугольник), причем как в формообразовании, так и в декоре, в первую очередь, в орнаментах.

Дорогие эксклюзивные материалы — ценные породы древесины, натуральная кожа, мрамор, различные инкрустации, вплоть до полудрагоценных камней, — превращают каждый светильник в настоящее произведение искусства и создают особую атмосферу изысканности и неги. А использование сказочных и исторических мотивов в дизайне вызывает ассоциации то с египетскими пирамидами, то с ацтекскими храмами. Светильники этого стиля прекрасно подходят для интерьеров, где необходима пышность и репрезентативность — роскошных отелей, баров и ресторанов, частных особняков.

А. Ар нуво Светильники авторской работы

Ар нуво, или модерн, — одно из самых ярких и самобытных направлений в искусстве, родившееся сто лет назад, на рубеже веков, — просуществовав недолго, до сих пор служит источником вдохновения для дизайнеров. Светильники играли одну из ведущих ролей в интерьерах модерна. Плавные изогнутые линии, растительные мотивы, материалы с богатыми декоративными возможностями — натуральный камень, металл, цветное стекло — наполняли предметы дизайна тайным смыслом.

Вещь в стиле модерн — не просто вещь, а символ, в котором угадываются сложные переплетения идей и образов. И конечно, любой декоративный элемент модерна — это «штучная», индивидуальная авторская работа, а не предмет массового производства.

В конце XIX века с приходом эпохи модерна необычные абажуры для светильников стали расписывать орнаментами в виде цветов, листьев, бабочек и птиц. Менялись и формы абажуров, появлялись новые материалы для их изготовления.

Так, отдельную страницу в истории абажуров заслуживает творчество дизайнера Луиса Комфорта Тиффани (США), члена семьи основателя знаменитой ювелирной фирмы «Тиффани и Ко». После посещения великолепного готического собора во французском Шартре он так впечатлился витражами средневековых стеклодувов, что сам занялся созданием сложных композиций из цветного стекла для храмов, а также стеклянных оригинальных абажуров. Самые знаменитые светильники этого мастера: «Лист лотоса», «Стрекоза», «Ракитник — золотой дождь».

Сегодня светильники в стилистике модерна создаются с использованием современных технологий и материалов, но тем не менее несут в себе отпечаток настроений той эпохи. Словно сошедшие с гравюр Бердслея, светильники-цветы колышутся на тонких изящных ножках, птицами или экзотическими бабочками взлетают к потолку, диковинными химерами стелются у ног. Благородная «паутина» покрывает их искусственно состаренные металлические детали, а абажуры из цветного стекла приглушают свет, заставляя его мягко струиться по комнате.

Б. Бионика

Разнообразие форм и цветов светильников

Направление, родившееся в 70-х годах XX века, не теряет своей популярности благодаря широкой палитре настроений — от холодной рациональности футуристических прогнозов до откровенной насмешки над «правильными» интерьерами. Источник вдохновения для бионики — природа. Она настолько мудра, что придумала множество идеальных форм и конструкций. Человеку остается только, наблюдая, копировать их. Структура пчелиных сот, спиралевидная морская раковина, анатомическое строение насекомых — готовые модели, которые можно использовать где угодно, в том числе и в интерьере. Светильники легко трансформируются в осьминогов и медуз, превращая комнату в подводное царство. Решение на грани китча — множество светящихся мух, вьющихся под потолком. Радует лишь то, что ими можно управлять. Достаточно повернуть выключатель.

Д. Деконструктивизм

Свет в интерьере. Оптические иллюзии

Стиль, который подойдет для почитателей фильма «Матрица» и виртуальной реальности. Он отрицает законы земного притяжения и привычные представления о пространстве. Свет — один из излюбленных «подручных материалов» этого стиля. Потому что именно свет способен создавать великолепные оптические иллюзии. Хрестоматийный пример светильника в стиле деконструктивизма -светящаяся колонна, подвезенная к потолку и не доходящая до уровня пола, словно парящая над ним вопреки законам гравитации. Цветность света может быть самой разнообразной — от привычного для человеческого глаза желто-белого спектра до ярких неоновых оттенков. Специальные эффекты, всевозможные проекции изображений, раздвигающие границы времени и пространства, также прекрасно дополняют идею деконструктивизма. Девиз стиля: реальности не существует.

И. Ирония

В конце XX века интерьеры перестали быть серьезными. Наверное, потому, что изобрести новый стиль, никоим образом не повторяющий то, что уже было, невероятно сложно, а копировать хорошо забытое старое просто скучно. А вот посмеяться над этим «хорошо забытым старым» — почему бы и нет? Титул короля юмора в мире дизайна вполне можно было бы присвоить Филиппу Старку. Спроектированные им вещи, улыбающиеся своим владельцам, оказались очень востребованными. Потому что, как известно, смех помогает нам жить, а юмор помогает нам выжить.

Сегодня у Старка появилось множество последователей, а его идеи насквозь пронизывают мир дизайна. Светильники — благодатная почва для подобных экспериментов. Летающая тарелка с инопланетянами, зависшая под потолком, кокетливая пластиковая дама в неглиже, светящийся череп — юмор дизайнеров может быть как «белым», так и «черным», держаться в рамках приличий или легко выходить за них. Даже краткое пребывание в помещении с таким светильником дает возможность почувствовать себя ребенком или как минимум хулиганом.

К. Колониальный стиль

Необычный дизайн светильников

У него нет точного определения. Иногда его еще называют этническим. Первый пик его популярности пришелся на 60-70-е годы XIX века, эпоху колониальных завоеваний, когда в Европу из британских, голландских и прочих протекторатов хлынул поток декоративных предметов, относящихся к «примитивным» культурам. Чем так покорили европейцев африканские статуэтки, малайзийская ротанговая мебель, китайские бумажные фонарики?

Наверное, не только экзотичностью происхождения, но и необыкновенным обаянием мира, где человечество хранит воспоминания о своем детстве, своей наивностью и рукотворностью. Интерес к колониальным предметам интерьера то угасает, то вспыхивает вновь. Очередная волна этнического бума прокатилась по Европе и Америке в эпоху хиппи, а затем пошла на спад. Сегодня мы снова видим рост популярности колониальной экзотики, но она уже приобретает черты респектабельности.

Что касается светильников, то забавно наблюдать, как современные технологии подстраиваются под этнические каноны. Возможно, многие готовы превратить свое жилище в стильную хижину африканского вождя, но вряд ли кто-нибудь согласится коротать вечера при скудном свете чадящего масляного фитиля в глиняной плошке. Поэтому этническая стилизация светильников в основном касается только форм и декора. Светящаяся маска колдуна, абажур в виде глиняных черепков или плетеной посуды готовы примирить новые технологии с древней сутью: свет сопровождал человека с самых давних времен, задолго до того как появилось нечто, называемое «цивилизацией».

М. Минимализм

Встраиваемые светильники типа downlight, подвесные светильники

Минимализм хорош тем, что позволяет освободиться от лишнего. Суета утомляет, дом, превращенный в склад ненужных вещей, угнетает. Минимализм же предпочитает простор для жизни и свободного мышления. Простые геометрические формы, чистые цвета. Нет ничего проще светильников в этом стиле. Достаточно спрятать лампочку под белым шарообразным абажуром — и вот уже готово произведение искусства, к которому ничего не прибавить и не отнять. Линейные системы освещения также хороши для создания композиций в духе минимализма. Светящиеся линии указывают направления, оставляя выбор посетителям. Любимый цвет минимализма — белый. Поэтому он доминирует в цветности света, допуская лишь незначительные вариации оттенков. Он же выбирается и для цвета абажуров. Несколько светильников-призм, сгруппированных вместе, заливают интерьер мягким ровным светом. Светильник в стиле минимализма должен выглядеть нематериальным. Поэтому для абажуров используются легкие, «необременительные» материалы: прозрачное и матовое стекло, пластик и даже бумага. Последнее — заслуга японской культуры.

Н. Неоклассика

Когда говорят о классике, подразумевают нечто респектабельное. Между тем классика, или, как правильнее было бы говорить, неоклассика, — понятие исключительно широкое. Свободно интерпретируя художественное наследие прошлых эпох, неоклассика воссоздает их былое величие. Стили ампир, барокко, рококо служат для нее бездонной сокровищницей приемов, мотивов и решений. Когда сегодня проектируются «классические» интерьеры, лишь в редких случаях точно копируются их исторические прототипы. Чаще за основу берется их образ, который адаптируется к запросам современной жизни.

То же самое и со светильниками. Никто не будет жечь свечи в бальных залах, но украсить рожковую люстру электрической копией свечей вполне можно. Главное, чтобы светильник выглядел парадным. Многорожковая конструкция, благородный металлический корпус, изящные стеклянные подвески — черты неоклассического стиля. Блеск и роскошь хромированных или никелированных покрытий, плавные формы и линии, сверкающий хрусталь создают атмосферу праздника. 0ни многое дают, но и многого требуют — такого же парадного окружения, а главное, простора.

Т. Театр

Профессиональное освещение витрин

Весь мир — театр, а люди в нем актеры. Принятое в театральных кругах и киноиндустрии выражение «ставить свет» наглядно демонстрирует, что освещение всегда в какой-то мере было элементом театрального действия, определяющим его ход и настроение: тревожное или радостное, сосредоточенное или расслабленное, серьезное или шутливое. Сегодня элементы театра переносятся в обычные интерьеры именно при помощи освещения. Тем более что современные технологии легко позволяют это сделать. При помощи фибро-волокон торцевого свечения можно превратить потолок в звездное небо или обозначить мерцающие контуры дорожки, ведущей к самому значимому объекту интерьера (в его качестве может выступать что угодно, начиная от обеденного стола и заканчивая камином). Оптико-волоконные системы также способны внести в жилище мотивы театральной постановки. Не говоря уже о специальных эффектах, стирающих границы между реальностью и иллюзиями.

Х. High-tech

Высокие технологии сопутствуют человеку повсюду, проникая и в его жилище. Но не только в виде компьютеров, совершенной видео- и аудиоаппаратуры и системы «умного дома». Светильники — благодатная почва для воплощения в жизнь техногенной эстетики, царства металла и пластика, простых форм и линий, эргономики и безупречной функциональности.

Жесткие композиции в стиле high-tech создают системы токовых шин. Их плюс не только в возможности обеспечить равномерное освещение, но и в особой, скупой на эмоции и в то же время привлекательной эстетике — неком авангарде с производственным уклоном. Лампы для освещения рабочего места особенно эргономичны. Они готовы согнуться в три погибели или, наоборот, мощным броском устремиться туда, где так необходим свет. Стиль high-tech в дизайне светильников — попытка увидеть наши «машины для жилья» в лучшем свете.

Э. Эклектика

Дизайн-проект освещения

Придерживаться какого-то одного стиля в чем бы то ни было непросто. Ведь зачастую нас притягивают совершенно противоположные вещи. Примирить противоречия во вкусах может эклектика. Не случайно она популярна во многих сферах. Дизайн светильников не исключение: классика может соседствовать с современными технологиями, интернациональное с национальным, романтика со строгой логикой. Оболочка, в которой находится свет, не обязана подчиняться жестким канонам стиля. Она лишь образ, хранящий огонь, энергию, жизнь.





Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Плюсануть
Поделиться
Запинить

Теги: Светодизайн, Свет и маркетинг


Наверх