МДМ-ЛАЙТ – персональные осветительные решения
Заказ обратного звонка

Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!

В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Закрыть окно
бесплатный звонок
по всей России
Заказ обратного звонка

Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!

В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Закрыть окно

Мастер-класс по теме «Свет в музее»

Мастер-класс по теме «Свет в музее»

Особенности экспозиционного (музейного) освещения

Перед проектировщиками установок освещения для музеев и галерей ставится целый комплекс задач. Во-первых, необходимо показать произведение искусства качественно: то есть, с одной стороны, полно и достоверно выявить параметры, составляющие основу его художественности — форму, цвет, фактуру, материал, а с другой, учитывая физиологические особенности человеческого зрения, постараться исключить возможные помехи: блики, слепящий эффект, резкие контрасты. Во-вторых, нужно при этом позаботиться о сохранности экспонатов, потому что свет действует на них губительно: бумага желтеет, органические вещества подвергаются риску распада, меняется химический состав красок.

Поскольку презентация картины или скульптуры требует достаточно сильной освещенности, в то время как сохранность экспонатов обеспечивается при ее низком уровне, музейное освещение — это всегда компромисс: правильное решение здесь следует искать между двумя полюсами. Стандартные методы освещения и действующие нормативы указывают лишь верное направление, но не дают готовых ответов. Ситуацию осложняет то, что в каждом отдельном случае наряду с нормами приходится учитывать и массу других факторов. Так, например, для создания оптимальных условий восприятия изобразительного искусства имеют значение цвет и фактура стен, архитектурные особенности помещения, расположение окон, суточные и метеорологические изменения освещенности экспозиционного пространства. Далее обязательно учитываются размеры арт-объекта и его расположение относительно окон и других экспонатов, но говоря уже о том, что невозможно достойно представить любое произведение искусства без проникновения в замысел автора. Идеальный микроклимат для каждого отдельного экспоната внутри экспозиции всегда создается усилиями целой группы профессионалов, куда входят осветители, специалисты по монтажу, искусствоведы. Идеальные условия для экспонирования произведений искусства - то полностью закрытое для доступа естественного света помещение.

Требования к хранению экспонатов

Идеальные условия для экспонирования произведений изобразительного искусства—при существующих нормах—это полностью закрытое для доступа естественного света помещение. И современные музеи придерживаются этой модели. Однако абсолютное большинство хранилищ шедевров мирового искусства—это исторически сложившиеся здания: дворцовые сооружения, особняки и даже вокзалы, где этот принцип последовательно выдерживать невозможно. Здесь в обязательном порядке рекомендуется закрывать или зашторивать окна — применение поглощающей ультрафиолетовые лучи пленки стопроцентного эффекта защиты не лает. Но так или иначе современная экспозиция строится на искусственном свете. Исходя из заданных условий к осветительной установке предъявляются жесткие требования, а именно: соответствие действующим нормам, качественная цветопередача, высокая адаптируемость к различным уровням естественного освещения, отсутствие вредных воздействий и удобство конструкции.

Нормы, устанавливаемые для освещения музеев

Сохранность экспонатов гарантируется нормами освещенности. В отличие от производственных, учебных и других помещений, где устанавливаются нижние допустимые показатели, для музеев определяются верхние границы норм, которые не должны превышаться ни при каких условиях. Для каждого типа экспонатов установлены свои уровни освещенности: так, например, для ткани, газетной бумаги и акварели она не должна превышать 50 лк, для масляной живописи - 150 лк, а для драгоценных металлов и камней — 500 лк. Кроме того, требуется исключить или свести к минимуму присутствие агрессивных ультрафиолетового и инфракрасного излучений: первое оказывает прямое разрушительное действие — в результате распадаются молекулярные связи, второе косвенно способствует старению материалов, ускоряя химические реакции посредством увеличения температуры. Причем опасность ультрафиолетового излучения усугубляется тем, что оно обладает так называемым кумулятивным эффектом—свойством накапливаться.

Источник изображения: https://www.worldartexpo.ru/

Современные отечественные нормы выработаны давно и во многом носят экспериментальный характер, потому что на момент их создания воздействие света на материалы не было достаточно изучено. Сейчас в мире наблюдается отчетливая тенденция к пересмотру норм экспозиционного освещения. Исследования, которые активно ведутся в Германии, дают основания согласиться с сотрудниками музеев и галерей, утверждающими, что, если художественным объектам после двух-трех лет экспонирования давать «отдыхать», они сохраняются лучше. Учеными установлено, что имеет значение не столько уровень освещенности, сколько количество облучения, определяемое в каждом случае индивидуально. Это объясняет и многочисленные примеры, когда акварели в обычных условиях висят на открытом дневном свету по сто и более лет и не теряют качества, словно опровергая все нормы. В действительности, чтобы оценить, какое освещение пригодно для экспоната, надо установить его норму облученности, которая зависит от химического состава красок и материалов.

Соблюдение норм очень строго отслеживается на всех уровнях во всех странах. При этом их воплощение в жизнь часто оказывается своего рода искусством возможного. Например, для акварели нормируется освещенность 50 лк, однако при таком свете в обычных условиях невозможно различить тонкие переливы красок и цветовые нюансы. Тем не менее выход из положения все-таки есть — общий темный фон. Глаз адаптируется к темноте и 50 лк становится достаточно. Как видно, все эти меры требуют известной изобретательности, поэтому музейное считается наиболее сложным из всех видов освещения.

Подбор источников

При подборе источников света для освещения картин в галерее или музее прежде всего руководствуются частными задачами. Обычно используются лампы накаливания — традиционные и галогенные. Их неоспоримое преимущество — сплошной спектр, который обеспечивает идеальную цветопередачу — она здесь равна единице. Очень хороши низковольтные галогенные лампы холодного пучка. Благодаря конструкции их отражателя инфракрасная область спектра в падающем свете практически не присутствует. Галогенные лампы этого типа могут устанавливаться в светильники для подсветки картин с регулируемым фокусом, который позволяет осуществлять настройку таким образом, что свет будет падать только на картину. Еще одно преимущество ламп накаливания — в их относительной компактности, что очень важно при освещении музейных залов, располагающихся в исторических зданиях, где на фоне дворцовых интерьеров с исконными светильниками современное оборудование выглядит инородным телом. Малогабаритные приборы на сегодняшний день можно создать только на основе лампы накаливания — она может иметь до 50 мм в диаметре, а требуемый для ее работы трансформатор невелик по размерам. Единственный недостаток этих ламп — высокое энергопотребление.

Хотя люминесцентные лампы в силу линейчатой структуры спектра никогда не позволят добиться стопроцентного воспроизведения цвета, тот индекс цветопередачи, который имеют новейшие разработки, вполне достаточен для того, чтобы успешно применять их в музеях и выставочных залах. Сейчас довольно широкое распространение получили лампы Т5 для диммируемых светильников с ЭПРА, что дает возможность отстраивать необходимый уровень интенсивности освещения. Эти источники рекомендуется применять в картинных галереях. Для освещения ювелирных изделий и объемных форм лучше использовать точечные лампы накаливания — люминесцентный свет не дает игры бликов и правильного тенеобразования.

Источник изображения: https://www.rma.ru/art/news/17027/

Если говорить о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать для обеспечения сохранности экспонатов, то нейтрализовать действие ультрафиолета помогают фильтры, поглощающие эту область спектра, и специальные интерференционные покрытия. Отсутствие нагрева в стандартных случаях обеспечивается за счет расстояния между источником и экспонатом (не менее 1 м). Следует также помнить, что подбор источников света и оборудования для освещения галереи — это не просто технический момент, связанный с соблюдением действующих норм и правил. Свои требования выдвигает и само произведение искусства. При освещении живописи первостепенное значение приобретает цветовая температура. Определяют цветность источника для каждой картины специалисты-искусствоведы, знающие все особенности использованной при ее написании техники, качество материала и состав красок. Живопись разных школ, времен и даже отдельных мастеров существенно отличается по многим параметрам. Итальянские художники, жившие после Рафаэля, придерживались принципиально иной техники живописного письма и обработки холста, нежели их предшественники. Материалы эпохи Возрождения отличались от красок и грунта, применявшихся в XIX веке. Работы, например, Фра Анжелико требуют очень тонкой световой нюансировки, потому что его краски положены на золото, а написанные шестигранными мазками и металлическими лаками полотна Врубеля готовы засветиться сами.

Организация пространства

Исходя из специфики экспонатов и норм освещенности должна выстраиваться и вся экспозиция: нельзя выставлять в одном зале акварель (допустимая норма освещенности 50 лк) и ювелирные изделия (500 лк), нельзя рядом повесить Тициана с его жаркими красками и нежного, почти прозрачного Боттичелли. Кроме того, при расчете маршрута необходимо учитывать адаптационные уровни. Лучше идти от малых уровней освещенности к более высоким. И, конечно, нужно уберечь посетителей от слепящего искусственного действия светильников для освещения картин, всевозможных бликов, а также позаботиться о дизайне осветительных конструкций: искусно скрыть их, если это дворцовый интерьер, и сделать максимально легкими и незаметными и современном выставочном пространстве. Экспозиционное освещение в музеях и галереях требует не только высочайшего профессионализма, но и глубокого понимания предмета. Мастерство, современное осветительное оборудование, технологии и, конечно, любовь к искусству — из этого складывается успех проекта освещения для музеев и галерей.

По данной теме. Посетители Сикстинской капеллы в Ватикане могут увидеть знаменитые фрески Микеланджело в совершенно новом виде, благодаря новой системе светодиодного освещения от компании Osram. Эксклюзивный видеорепортаж английского журнала Lux Review:

Следующим шедевром Ренессанса, получившим светодиодное освещение (от компании iGuzzini) стала легендарная "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи - видео от Lux Review:

Отправьте нам заявку и получите консультацию по проекту освещения!

Мы на выгодных условиях сотрудничаем с архитекторами и дизайнерами, сетевыми магазинами, строительными и девелоперскими компаниями, проектными организациями и дилерами. Свяжитесь с нами, и мы обсудим детали сотрудничества

Спасибо, мы получили Ваше
обращение и перезвоним в
ближайшее время!

В рабочий день среднее время
ожидания не превышает 15 минут

Отправка заявки завершилась неудачей, пожалуйста, повторите попытку позднее





Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Поделиться
Запинить

Теги: ART, Выставки, Музейное освещение


Наверх