8(800)555-45-50
бесплатный звонок
по всей России
Заказ обратного звонка

Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!

В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Закрыть окно

Эстетическое восприятие OLED-освещения

Эстетическое восприятие OLED-освещения

На сегодняшний день OLED-освещение еще не достигло коммерческого масштаба, находится в стадии разработки и относится к технологиям будущего. Однако этот сегмент все больше интересует потребителей и имеет большой потенциал. Это принципиально новый тип источника света, который, в первую очередь, отличается от существующих распределенной геометрией. Именно поэтому сейчас все чаще запускаются различные проекты, такие как Oled100.eu, призванные продемонстрировать возможности OLED-технологии и дать толчок ее развитию.

ТЕХНОЛОГИЯ OLED

Органические светодиоды приходят на смену классическим источникам света (ИС) с большой рабочей площадью. Для развития технологии важно убедиться, что она будет востребована на рынке. Новые светильники должны совпадать по форме и размеру с существующими, чтобы заменить их с минимальными затратами. Кроме того, необходимо учитывать пожелания потребителей — светильники на основе органических светодиодов должны быть эстетически привлекательны и обеспечивать оптимальные характеристики света.

Органические светодиоды испускают рассеянный неслепящий свет с высоким индексом цветопередачи. В отличие от всех других ламп, за исключением люминесцентных, они светят равномерно, то есть имеют низкую габаритную яркость. ИС на основе OLED — тонкие и плоские — могут быть на подложках практически любой формы. К тому же, они включаются мгновенно и потребляют мало энергии, что выгодно отличает их от остальных источников света.

Технически довольно сложно изготовить OLED-светильник с очень большой площадью, поэтому на практике светящиеся поверхности выкладываются из светодиодных ячеек, подобно мозаике. За счет различной формы ячеек можно создавать оригинальные рисунки, декорируя интерьер помещения (см. рис. 1).

Принцип действия и механизм излучения органического светодиода аналогичны принципу действия и механизму излучения других типов светодиодов. Как показано на рисунке 2, органический светодиод состоит из следующих элементов:

подложки (пластиковой, стеклянной, фольги); катода; многослойной органической электролюминесцентной структуры; прозрачного анода.

Рис. 2

В качестве материала анода обычно используется оксид индия-олова (ITO), в качестве катода — металлы, такие как алюминий и кальций, а в качестве светоизлучающих материалов — низкомолекулярные органические вещества или полимеры.

Благодаря плоской поверхности, органические светодиоды как никакой другой источник света определяют интерьер помещения в целом. Это одновременно и осветительный и дизайнерский элемент.

В сериях D (для офиса) и Н (для жилого помещения) были представлены следующие четыре модели освещения: квадратные ячейки размером 60×60 см с рассеивающей поверхностью, квадратные ячейки со стороной 15 см с белой и зеркальной поверхностью, квадратные ячейки размером 15×15 см с белой рамкой.

Следует заметить, что в данной серии испытаний создать реалистичную модель светильника с рассеивающей поверхностью оказалось затруднительно, поскольку внешняя поверхность оргстекла оставалась блестящей. С другой стороны, ячейки с зеркальной поверхностью, отражали края рамки дважды, поскольку между рамкой и поверхностью светильника был зазор. Оба этих эффекта усиливались, если смотреть под углом. В связи с этим респондентов просили оценивать вид потолка не в целом, а только в перпендикулярном направлении. Поскольку нельзя сказать, все ли опрошенные следовали инструкции, результаты данной серии нельзя считать надежными. Рис. 3

ПРОЕКТ OLED100.EU

Европейское сообщество продолжает инвестировать в развитие органических светодиодов. Проект OLED100.eu — это комплексное исследование, в котором участвуют эксперты из ведущих производственных и учебных организаций, работающих над технологией OLED в Европе. Целью проекта является разработка светильников на основе органических светодиодов со следующими характеристиками:

высокая эффективность (100лм/Вт); длительный срок службы (100 000 часов); большая рабочая поверхность (100×100 см2); низкая стоимость производства (100 евро/м2).

В рамках проекта проводится анализ архитектурного и эстетического восприятия освещения, цель которого — выявить наиболее комфортные параметры освещения в жилых и рабочих помещениях. Оценивались четыре критерия: форма и размер ячеек, цветовая температура и тип поверхности светильника. По каждому параметру участникам было предложено выбрать один вариант, который им наиболее предпочтителен. Более подробно о проекте можно узнать в интернете на странице www.oled100.eu.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В опросе участвовал 61 человек, возраст респондентов — от 19 до 55 лет. Для большей объективности среди участников было практически одинаковое количество мужчин и женщин, профессионалов в сфере освещения и людей, работающих в других областях, в возрасте до 27 лет и старше. Каждая серия испытаний состояла из двух частей (офисное и жилое помещение). Респондентам показывали 4 модели освещения, отличающегося по одному из параметров. Участники должны были выбрать тот вариант, который понравится им больше всего. Данные заносились в анкеты и затем обрабатывались.

В первой серии (А и Е) были представлены светящиеся поверхности, выложенные из квадратных ячеек с разным размером стороны (15, 30 или 60 см). В первой и четвертой моделях размер ячеек совпадал, 15×15 см, однако в последнем случае использовались дополнительные светильники для выделения определенного предмета в интерьере или увеличения яркости в рабочей зоне (письменный стол и прочее). Во всех моделях цветовая температуря составляла 4000 к. в серии А рассматривалась комната офисного типа, в серии Е — жилого (см. рис. 3).

Ячейки из органических светодиодов изготавливаются в форме квадратов, прямоугольников, ромбов, треугольников, кругов и шестиугольников. Сочетая одинаковые или различные формы можно получить довольно оригинальный рисунок (см. рис. 1). Во второй серии (С и G) производилась оценка рисунка светящейся поверхности (квадраты, соты и декоративная). В четвертой модели потолок был выложен квадратными ячейками, как и в первой, но с белыми рамками, между ячейками. Длина грани во всех моделях составляла 15 см. Цветовая температура 4000 К. В серии С представлена комната офисного типа (см. рис. 4), в серии G — жилого.

Органические светодиоды могут иметь либо зеркальную поверхность, либо матовую белую. Рассеивающая белая поверхность получается за счет добавления внешних световых структур, которые увеличивают светоотдачу светильника. С точки зрения эстетики эти две поверхности во включенном состоянии не различаются, однако в светлое время суток, когда лампы выключены, они могут существенно повлиять на восприятие помещения.

Рис. 5

В сериях D (для офиса) и Н (для жилого помещения) были представлены следующие четыре модели освещения: квадратные ячейки размером 60×60 см с рассеивающей поверхностью, квадратные ячейки со стороной 15 см с белой и зеркальной поверхностью, квадратные ячейки размером 15×15 см с белой рамкой.

Следует заметить, что в данной серии испытаний создать реалистичную модель светильника с рассеивающей поверхностью оказалось затруднительно, поскольку внешняя поверхность оргстекла оставалась блестящей. С другой стороны, ячейки с зеркальной поверхностью, отражали края рамки дважды, поскольку между рамкой и поверхностью светильника был зазор. Оба этих эффекта усиливались, если смотреть под углом. В связи с этим респондентов просили оценивать вид потолка не в целом, а только в перпендикулярном направлении. Поскольку нельзя сказать, все ли опрошенные следовали инструкции, результаты данной серии нельзя считать надежными.

Последний раздел опроса был посвящен цветовой температуре. В освещении используются различные цветовые температуры в зависимости от применения. От нее зависит не только удобство для человека, но и его самочувствие и трудоспособность. На сегодняшнем уровне развития органических светодиодов они имеют наилучшие характеристики на низких цветовых температурах в отличие от неорганических светодиодов.

В соответствующей серии испытаний (В и F) целью было определить, какая цветовая температура наиболее предпочтительна для офисных и жилых помещений соответственно. Кроме того, организаторов интересовало, будет ли эта оптимальная температура согласовываться с возможностями органических светодиодов.

Для анализа были выбраны три температуры: 3000 К, 4000 К и 6500 К. Разные цветовые температуры были получены за счет использования дополнительных люминесцентных ламп с более высокой (модель 3) или низкой (модель 1) цветовой температурой. В моделях 2 и 4 цветовая температура равна 4000 К, как и в других тестах. В модели 4 применялись дополнительные элементы подсветки, чтобы выделить рабочую зону. Во всех четырех моделях светильники имели форму квадратов со стороной 15 см и черной рамкой (см. рис. 5). Рис. 4

РЕЗУЛЬТАТЫ

В серии А оценивалось освещение офисного помещения квадратными светильниками со стороной 15, 30 или 60 см. Наиболее подходящими для рабочей обстановки были признаны средние и большие лампы (30×30 см и 60×60 см). Мелкие ячейки(15×15 см) получили наименьшее количество голосов, даже при сбалансированном распределении яркости (модель 4).

В серии Е с такими же параметрами, что и А, но для жилого помещения, для света яркостью 100 кд/м2 было выявлено предпочтительного размера светильника. Для более яркого света 300 и 1000 кд/м2 наиболее хорошо вписывались в интерьер светильники размером 30×30 см.

В серии С, где размер светильников был одинаков, 15 см, и оценивалась их форма, при низкой яркости (100 кд/м2 большинство респондентов выбрали квадратную форму светильников. Однако при более ярком освещении яга разница стирается. Возможно, оценка ставилась больше за яркость, нежели чем за форму.

К удивлению организаторов, в серии G для жилого помещения при любой яркости не было выявлено самой удачной с эстетической точки трении формы светильника, все смотрятся одинаково. Возможно, в данном случае все поверхности комнаты рассматриваются как декоративный элемент, который может привлекать внимание. С помощью светильников не только потолок, но и стены можно заставить «играть».

В выключенном состоянии вариант 3 (ячейки 15×15 см с зеркальной поверхностью) оказался самым неудачным — маленькие ячейки в черной рамке явно уступили ячейкам с белой рамкой. С другой стороны, респондентам больше понравились светодиоды с белой поверхностью и черной рамкой, независимо от типа помещения, в котором они установлены.

По результатам серии В было выявлено, что для маленьких квадратных светильников цветовая температура воспринималась по разному. При яркости 300 кд/м2 наиболее комфортными оказались температуры 3000 и 4000 К. При яркости 1000 кд/м’ 4000 К воспринималась гораздо лучше, чем 3000 К или та же температура, 4000 К, но при использовании дополнительных осветительных систем. Во всех случаях температура 6500 К была признана наихудшим вариантом.

В серии F самым неудачным был признан вариант 6500 К, а 3000 и 4000 К принимались одинаково хорошо. Таким образом, для жилых помещений диапазон комфортных температур расширен по сравнению с офисными от нейтрального до нейтрального и теплого белого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В анализе проводилась оценка эстетического восприятия моделей освещения OLED-светильниками в рабочем и жилом помещении Были представлены светодиодные ячейки различной формы и размера. Кроме того, в исследование были включены светильники с органическим стеклом и задней подсветкой из люминесцентных ламп.





Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Плюсануть
Поделиться
Запинить

Теги: Технологии, Источники света


Наверх