8(800)555-45-50
бесплатный звонок
по всей России
Заказ обратного звонка

Ваши данные в полной безопасности
и будут использованы только для связи с вами

Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!

В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Закрыть окно

Роза Лотоса

Роза Лотоса

На светской и гастрономической карте Москвы появилась новая точка — Cafe Roset. Оно расположено на втором этаже салона дизайнерской мебели известнейшей французской марки Ligne Roset. Кафе — эго образец продолжения стилистической линии компании в общественном пространстве. Интерьер двух его залов (как и интерьеры всех салонов Ligne Roset на этой планете) проектировал известный дизайнер. Он создал и световое оформление кафе, которое, спустя несколько недель после открытия, по решению совладельцев заведений, было частично изменено. Разработку нового светового решения поручили ведущему специалисту по инновационным технологиям.

Своим мнением о новом проекте и его преимуществах перед первоначальным, поделились рeсторатор и светодизайнер, видеоэколог и завкафедрой архитектурного дизайна МАрхИ. Но сначала о самом кафе. В интерьере первого залам — мягкая мебель из белой кожи и коралловые столики в тепло-сером обрамлении стен и потолка. Освещение вносит дополнительный цвет — зеленый. В наиболее удаленной от окон части зала этим тёплым травянистым светом светятся полки над баром, а сама стойка представляет собой световое панно, где на зеленом фоне расцветают три алых лотоса.

Этот же мотив использован в оформлении двусторонней световой стены, отделяющей зал от лестницы, но здесь свет динамичен — лотосы «живут» своей жизнью, плавно, едва неуловимо меняясь. В зале есть и другие источники света — на потолке со сложным рисунком вентиляционных решеток и кассетных кондиционеров размещают галогенные даунлайты, а над каждым столиком свешивается гроздь светильников трубчатой формы. В зависимости от погоды и времени суток яркость освещения здесь меняется. Одна из стен забрана плетеной решеткой (жалюзи в восточном стиле) и сквозь нее пробивается утренний теплый свет красноватого оттенка.

Второй зал целиком зеркален, в нем совершенно нет теней. С точки зрении освещения он не менее уникален. Достаточно расположить по периметру помещения напольные светильники и их свет начнет преломляться в стенных и потолочных зеркалах, на порядок увеличивая свою силу. Теперь слово главным действующим лицам.

Аркадий Новиков — ресторатор, совладелец Cafe Roset:

— Считаю, свет играет особую, очень важную роль в дизайне любых ресторанов. Свет — одна из составляющих настроения ресторана. Его атмосферы. Свет в Cafe Roset был сделан по уникальному проекту. Мы решили внести изменения, во-первых, потому что панно сильно нагревались, от них шел теплый воздух, нагревалось помещение. Во-вторых, свет был очень яркий, а в кафе обязательно надо иметь возможность регулировать уровень освещенности, чтобы менять его о зависимости от времени дня, ситуации. Мы получили диммированные панно, и все встало на свои места.

Павел Чмелёв — директор Cafe Roset:

— Световые решения могут показаться достаточно простыми, но, в то же время, каждое из них тщательно продумано. К примеру, стена со скрытыми источниками света благодаря деревянной решетке, создаёт иллюзию дополнительного объема и отвечает общей идее — сделать интерьер кафе легким и воздушным. Многое в проекте поначалу вызывало сомнения, но потом показалось мне уместным и необходимым. Так, например, красный свет из-за подвесного потолка перекликается с коралловыми столами и оттеняет стены цвета умбры.

Люминесцентные лампы в световых панно мы снабдили диммерами (их не было в первоначальном проекте). Для того, чтобы свет можно было подстраивать под наши погодные условия. Изначально настенное световое панно было спроектировано с люминесцентными лампами, дающими холодный свет. Получалось очень ярко и не очень комфортно. Мы поработали над этим — поменяли лампы, сделав свет более теплым. Сразу же изменилось общее впечатление, стало как-то уютнее. Хотя если бы кафе находилось где то на берегу моря, наверное, имело бы смысл оставить холодный свет. Но здесь все-таки не Майами, а Москва, и нам захотелось сделать освещение немного теплее. Мы обратились к помощи серьезной компании, и в процессе работы пришли к идее светодинамических эффектов в лотосах главного панно.

С помощью специальных приборов люминесцентные лампы красного, зеленою и синего цветов включаются с разной частотой и «дают жизнь» каждому из цветков. Соседний зал — совсем другой, свет направлен снизу вверх. Он отражается в полосках матового белого стекла, размещенных по периметру потолка и средней линии стен. Мы так же сами диммировапи светильники, чтобы регулировать яркость освещения в зависимости от времени суток.

Мнение специалиста —

— Проблема первоначального светового проекта заключалась о том, что было слишком ярко. Панно оказались пересвечены. Световые короба были до отказа забиты люминесцентными лампами, и яркий свет слишком привлекал внимание. К тому же, все это сильно нагревалось и, поскольку у световой стены располагались столики, посетителям было просто жарко. Поэтому наша основная задача заключалась в том, чтобы уменьшить яркость панно и тепловыделение. Дополнительная цель состояла в том, чтобы оживить интерьер, создав легкую светодинамику, изменение цвета на полутонах. На первом этапе мы поменяли фазы и задиммировали лампы.

При осуществлении второго этапа мы пошли по наиболее простому пути. Дело здесь бьло не в бюджете, а в сроках, иначе мы бы инсталлировали более гибкие в использовании светодиодные системы. Но у нас было мало времени, и в световые короба были установлены люминесцентные лампы трёх цветов, электронные ПРА и секвенсорный блок управления. Светодинамический эффект создаётся за счет того, что секвенсорный блок поочередно включает одну из трех ламп спектра RGB, в итоге получился некий генератор настроений, хотя здесь было очень легко перейти грань xopoшего вкуса. В уличных игровых автоматах тоже используются светодинамические эффекты, но там их ритм провоцирует дешевый азарт.

Cafe Koset — интересное место для светотехнических экспериментов. Меня поразил в свое время естественный световой эффект, о котором никто и не предполагал. Окна кафе выходят на север, и по утрам прямой солнечный свет отражается от окоп троллейбусов, двигающихся по Кутузовскому — по потолку с завидной регулярностью пробегают солнечные зайчики. Атмосфера этого интерьера много из чего складывается, в том число и из наших «оживших» лотосов. У люминесцентных ламп есть свои врожденные недостатки, они, возможно, чересчур яркие для таких масштабов, и нам пришлось применять дополнительные фильтры.

Второй момент — когда лампы диммируются в режимах, близких к нулю, они ведут себя очень несгабильно. Начинают мигать и так далее. Мы с этим долго боролись, настраивали, доводили. Если присмотреться, каждый из лотосов на светодинамической стене ведет себя по-разному. Мне лично больше всего нравится правый крайний.

С научной точки зрения — интерьерное освещение, прежде всего, должно быть комфортным для человеческого глаза. Обычно стены современных ресторанов и кафе «украшаются» не за счет декоративных элементов, а с помощью световых пятен от локальных светильников. Дизайнеры, разнообразившие интерьер таким образом, считают, что выполнили свою задачу. Но они не понимают главного. Свет и тень в таких проектах плавно переходят друг в друга, образуя общую однородную или гомогенную среду. Как известно, глаз человека, благодаря своему строению постоянно находится в движении, зрачок сужается и расширяется и за одну секунду происходят два зрительных рефлекса — саккады. Саккады передают визуальную информацию в мозг и, если эта информация однообразна, в «центре» начинают сомневаться в дееспособности «наблюдателя». Гомогенная среда, в которой глаз не радует смена впечатлений, служит основой для тревожных сигналов нервной системы, стрессов и даже приводит к дисфункции зрительных органов. Об этом мы много говорили применительно к современной архитектуре в аспекте городского освещения, но в интерьерах общественных помещений это также немаловажно.

Насыщение интерьера деталями, создающими границы света и тени, — единственно правильное решение с точки зрения видеоэкологии. Одним из таких решений может служить стена-решетка в Cafe Roset — здесь глазу уже есть за что «зацепиться».

Световые панно, появляющиеся в последнее время в модных минималистических интерьерах, с позиций видеоэкологии представляют собой так же проявления «враждебной» гомогенной среды. Однако, если вспомнить историю уже веками существует такое явление как вираж, и совмещение этих двух стилистик и технологий, на мой взгляд, уже довольно интересно. Не случайно, в социальных опросах горожан среди станций метро лидирует «Новослободская» — благодаря своему витражу. Игра света на различных по цвету участках, как это можно наблюдать на панно с лотосами в кафе, не противоречит рефлексам человеческого глаза, следовательно, создаёт ощущение комфорта. Общеизвестно, что на огонь человек может смотреть долго и с удовольствием — что может быть лучшим аргументом в пользу светодинамики? Не случайно, во многих кафе для создания атмосферы уюта и комфорта зажигают свечи и камины. В этой связи, светодинамические панно представляют собой интересное своевременное решение. Это то, к чему подсознательно стремятся наши глаза, и при синтезе подобных эффектов главное — соблюсти правильный ритм, созвучный биологическим процессам.

Андрей Ефимов — заведующий кафедрой архитектурного дизайна МАрхИ:

— В вопросах проектирования световой среды общественных помещений важно учитывать контекст. Не только географический, но и культурный — то к чему мы привыкли. Когда приглашают западных мастеров — я ни в коем случае не хочу никого лично обидеть — порой бывает, что они используют апробированные варианты без поправки на местные условия. И это не всегда вызывает запланированный восторг. Поскольку они не учитывают специфику нашего с вами восприятия. Это, кстати, еще один аргумент в пользу наших специалистов. Когда мы занимались, в своё время освещением Москвы, то ориентировались на опыт Парижа а не Нью-Йорка, к примеру, городской свет в Париже теплый и полихромный, под стать архитектурному облику, это же характерно и для нашего города. Нa мой взгляд, такая модель освещения должна перетекать и в интерьер. Когда открыли полихромию древнегреческой архитектуры, сам Роден отказывался в это верить. И, тем не менее, греки раскрашивали свои статуи энкаустикой, потому что цвет имел еще и символическое значение. Столь же полихромна и русская архитектура XVI XVII веков -вспомните собор Василия Блаженного. Цветное панно в Cafe Roset — удачная иллюстрация, если говорить о некой преемственности исторически-национальных традиций. Плавная светодинамика этого панно — так же беспокоит беспроигрышное решение, вносящее в интерьер природную ритмику, которой мы все в жизни так или иначе подчиняемся. Но здесь важно знать меру. Одним из удачных примеров свотодинамики я бы назвал небоскреб «Крайслер» в Нью-Йорке. Венчающий его шпиль в стиле art deco освещается разноцветными прожекторами, и это производит сильное впечатление: когда ни посмотришь на башню, она асе время другая. Такие эффекты прекрасно работают в пространстве мегаполиса, укрепляя наблюдателя в правоте изречения Гераклита о постоянно меняющемся мире. Целесообразность же применения свотодинамики в интерьерах зависит, в первую очередь, от функции помещения. Не стоит забывать, что существуют определенные законы, для освещения еды, для нормального пищеварения. Что же касается арсенала светодизайнерa, то на мой взгляд, по- прежнему его главный инструмент — интуиция.

Отстраненное холодное освещение идеально соответствует стилистике технического минимализма, но, на мой взгляд, человеческой природе все-таки противоестественно. Я сам любитель хрома и стекла, но дома или в ресторане, все же хочется иного, живого, теплого. Мне кажется, что скоро мы окончательно устанем от техно и совершим поворт к иному, полнокровному и насыщенному цветом стилю. Возможно, что среда Cafe Roset — одна из первых «ласточек» нового интерьерного направления.

Дмитрий Константинов. Журнал «Иллюминатор» № 5(19)





Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Плюсануть
Поделиться
Запинить

Теги: Освещение ресторанов


Наверх