8(800)555-45-50
бесплатный звонок
по всей России
Заказ обратного звонка

Ваши данные в полной безопасности
и будут использованы только для связи с вами

Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!

В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Закрыть окно

С полки в сеть

С полки в сеть

Если продавать бытовую технику, книги и лекарства через Интернет розничные сети уже научились, то с продуктами питания дело обстоит иначе, Компании в России и за рубежом предпринимали попытки выхода на рынок, но немногим это удавалось сделать успешно.

МСТИСЛАВ ВОСКРЕСЕНСКИЙ родился в 1975 году в Москве. В 1997 году окончил Государственный университет управления (Москва) по специальности «Инновационный менеджмент». В 2005-м защитил кандидатскую диссертацию по теме «Организация управления продуктовым интернет-магазином розничных сетей». Имеет десятилетний опыт организации и руководства проектами продаж продуктов питания через Интернет, среди которых первая служба доставки продуктов питания на дом в Москве «Служба 77», интернет-магазин сетей «Рамстор» (Москва) и «Гроссмарт» (Казань, Саратов). Сейчас Мстислав руководит компанией «Директфуд», которая занимается консультированием в области организации продуктовых интернет-магазинов для розничных сетей. Читает авторские курсы «Интернет-торговля» и «Электронная коммерция» в Государственном университете управления (Москва).

ПИОНЕРСКИЙ ОПЫТ

В конце 1990-х считалось, что продукты питания продавать через сеть Интернет вообще невозможно. Среди причин, препятствующих успешной торговле, назывались широта и специфичность ассортимента, сложности в организации хранения и логистики, несовершенство программного обеспечения, отсутствие подготовленного персонала. Приводились даже доводы о том, что покупателю необходимо видеть продукты на полке магазина, чтобы их купить. Розничная сеть Tesco доказала, что это не так.

Открытый в 1999 году интернет-магазин розничной сети Tesco (Великобритания), флагман онлайн-торговли продуктами питания в мире, демонстрирует впечатляющие результаты. Доля его продаж в 2011 году составила 5% общего объема продаж сети, в абсолютном значении превысила 3,3 млрд фунтов стерлингов в год и продолжает расти.

На начало 2010 года количество заказов интернет-магазина Tesco превышало 70 тыс. в день. Важным фактором успешного развития интернет-торговли компании является эффективная система логистики, а именно высокая концентрация точек продаж и выдачи интернет-заказов практически во всех городах Великобритании. Торговые точки Tesco обслуживают 99% населения страны.

Несмотря на очевидный успех Tesco, скептики продолжали утверждать, что западный опыт неприменим к России, жители нашей страны воспитаны по-другому и никогда не привыкнут приобретать продукты через сеть Интернет. Однако появившаяся в середине 2000-х годов компания «Утконос» развеяла эти сомнения. Она показала, что рынок в России есть и он увеличивается. Крупнейший участник интернет-торговли РМСС в России — «Утконос» (Москва и Московская область) — ежедневно осуществляет около 7000 поставок продуктов на дом (рекордные продажи были в 2008 году — около 15 000) со средним чеком 3500 руб. Компания обладает современным распределительным центром в Бутово. Сейчас работает порядка 60 отделов выдачи заказов в Москве и Подмосковье (каждый площадью более 200 кв. м).

НАШЕ МЕСТО

Объем интернет-ритейла в 2010 году достиг 240 млрд руб. и в ближайшие 5 лет вырастет еще минимум в 2,5 раза. В 2011 году рынок увеличился на 30-40% и по темпам роста намного опередил традиционный ритейл, который вырос только на 5-7%. Однако, несмотря на столь впечатляющий рост, пока онлайн-сегмент занимает в общем обороте российской розничной торговли всего 1,6%. Это немного по сравнению с некоторыми другими странами, например Великобританией, где онлайн-торговля составляет более 10% общего оборота розницы, Германией (8%) и США (6,5%). В то же время в Европе есть страны, в которых интернет-торговля развита не так сильно, и ее доля в обороте сопоставима с российскими показателями (например, в Италии — 1,2%, в Испании — 1,3%).

Согласно данным, полученным Tesco, по итогам 2009 года, на долю интернет-торговли продуктами питания в Великобритании приходилось около 3% общего розничного объема продаж продуктов питания. При этом к 2014 году ожидается увеличение интернет-продаж продовольственных товаров до 5,5%.

Россия пока серьезно отстает: по данным Федеральной службы статистики, доля интернет-торговли продуктами питания в 2011 году составляла 0,14% от общего розничного объема продаж продуктов питания. Продукты питания занимают в общем объеме продаж российского Интернета около 4,6%, а опыт их покупки в 2011 году имели 17% россиян (в 2009-м — 15%). Российские традиционные супер- и гипермаркеты пока плохо представлены в Интернете. Справедливости ради отметим, что в Москве заказ продуктов онлайн уже не кажется экзотикой.

РОСТ НЕИЗБЕЖЕН

Неразвитость отечественного рынка интернет-продаж связана с тем, что российский организованный ритейл (супер- и гипермаркеты) еще довольно молод по сравнению с мировыми лидерами. Компании предпочитают сосредотачиваться на основном бизнесе и пока не уделяют должного внимания развитию интернет-продаж. Важным фактором такого отставания является отсутствие практического опыта, квалифицированного менеджмента, желания и смелости у розничных сетей осваивать новые для себя технологии.

Однако потребители постепенно «взрослеют» и привыкают к мысли о возможности заказа продуктов через Интернет. Динамика роста рынка может значительно увеличиться, как только крупные розничные сети откроют свои интернет-подразделения. Запуск продукции интернет-магазинов основными игроками рынка Москвы — вопрос ближайшего времени. О намерении открыть розничный продуктовый интернет-магазин в 2012-2014 годах заявляли MEXX, С&С и Х5Сroup. В профессиональных мероприятиях, посвященных онлайн-ритейлу, в минувшем году принимали участие федеральные лидеры офлайн-розницы, например «Магнит», «Ашан», а также некоторые региональные игроки.Очевидно, в ближайшие годы мы увидим интенсивный рост.

Что нужно сделать розничной сети, чтобы начать работать онлайн?

  • Разработать и сформулировать четкую стратегию работы и развития в сегменте Интернет.
  • Описать и стандартизировать схемы бизнес-процессов, стандарты функционирования, поставить перед персоналом четкие цели и качественно контролировать их выполнение.
  • Собрать сплоченную команду опытных менеджеров.
  • Рассмотрим ключевые факторы:

  • Активизация онлайн-торговли в российских регионах. Во-первых, это обусловлено тем, что Интернет активно проникает в города с населением менее 100 тыс. человек: большинство новых покупателей будут жить вдали от столицы. Однако проникновение Интернета в регионы происходит быстрее, чем рост интернет-торговли. Это объясняется рядом факторов: потребители пока не очень доверяют онлайн-торговле и сталкиваются с трудностями при оплате и возврате товара, а также при его доставке.
  • Рост объемов продаж в Москве и Санкт-Петербурге. 75% жителей столицы старше 14 лет (всего около 7 млн человек) регулярно выходят в сеть Интернет. По результатам исследования, проведенного PwC , в 2011 году почти 92% пользователей совершали покупки в сети Интернет (в 2009 году их было 80%), почти 70% респондентов совершали онлайн-покупки как минимум раз в один-три месяца. При этом акцент смещается в сторону тех товарных групп, которых не было раньше даже в первой десятке: одежда и обувь, детские товары, косметика и парфюмерия, продукты питания.
  • На рынке появятся новые сильные игроки (интернет-магазины крупных розничных сетей). Как следствие, повысится уровень конкуренции, появятся новые технологии, улучшится качество обслуживания покупателей, снизится уровень цен.
  • НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО

    Для того чтобы успешно работать на этом рынке, недостаточно открыть веб-витрину и начать продавать товары. Успехи и неудачи отечественных и иностранных компаний показывают, что торговать продуктами питания в сети сложнее, чем другими товарами, и причин тому несколько.

  • Ассортимент товаров слишком разнороден, условия хранения и доставки товаров различны.
  • Частота контакта с покупателем очень высока (до одного раза в неделю), то есть невнимательность к запросам и обслуживанию покупателей может обернуться безвозвратной потерей клиента и нанести ущерб основному бренду.
  • Общая теория о более низкой цене при приобретении товара через Интернет неприменима к продуктам питания. Особенности логистики в продуктовом интернет-магазине таковы, что цена на товар не может быть ниже, чем в супермаркете, а иногда даже должна быть выше. Покупателя необходимо привлекать не низкой ценой товара, а высоким качеством обслуживания. Хорошей новостью в этом случае является то, что покупателю именно это и необходимо: он приобретает скорее услугу, а не товар, и не очень чувствителен к ценообразованию.
  • Принципы организации продаж в традиционных и онлайн-супермаркетах различны. Квалифицированных менеджеров, обладающих практическим опытом работы в области продаж продуктов питания через Интернет мало, отсутствуют программы подготовки квалифицированных специалистов.
  • Не до конца систематизирован и изучен опыт функционирования наиболее успешных проектов, все еще продолжаются споры о наиболее перспективных и прибыльных моделях организации бизнеса. Акционеры и владельцы розничных сетей также находятся в некотором замешательстве относительно того, как начать и как строить бизнес в этой сфере.
  • Очевидно, что рынок уже сформирован (7 млн покупателей в Москве), 75% из которых имеют опыт приобретения товаров на рынке и не испытывают недоверия к покупкам онлайн. Ежедневно в столице доставляется на дом 7-15 тысяч заказов с продуктами питания. При этом розничные сети обладают достаточным опытом работы на рынке офлайн, налаженными связями с поставщиками, развитой логистикой, качественным менеджментом, необходимыми финансовыми ресурсами и могут быть успешными онлайн. Вчера было еще рано, завтра может быть уже поздно. Пора действовать!





    Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

    Плюсануть
    Поделиться
    Запинить

    Теги: Освещение магазинов

    
    Наверх