8(800)555-45-50
бесплатный звонок
по всей России
Заказ обратного звонка

Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!

В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Закрыть окно

Из истории освещения мемориального комплекса "Мамаев Курган"

Из истории освещения мемориального комплекса "Мамаев Курган"

На протяжении истории система освещения мемориального комплекса «Мамаев Курган» была реконструирована несколько раз, в соответствии с требованиями времени, но при этом каждый раз сохранялся первоначальный замысел авторов архитектурного ансамбля.

Мемориальный комплекс «Мамаев Курган», воздвигнутый в честь героев Сталинградской битвы, является одним из памятников монументального искусства, в котором каждая архитектурно-скульптурная деталь подчиняется общему замыслу. При этом система освещения ансамбля играет одну из ключевых ролей в реализации общей идеи.

Все входящие в мемориал скульптурные композиции скомпонованы таким образом, чтобы подчеркнуть постепенное восхождение от подножия кургана, высота которого составляет 102 метра, к кульминационной точке — главному монументу всего комплекса «Родина-мать зовет!» высотой 85 метров. Именно на нем создается главный световой акцент, и по замыслу авторов он должен был быть виден с расстояния до 10 километров.

Первоначальное проектирование художественной подсветки мемориального комплекса было начато еще в 1965 году в лаборатории архитектурного освещения ВНИСИ (Всероссийский научно-исследовательский проектно-конструкторский светотехнический институт). Используя авторские модели входящих в комплекс памятников, сотрудники лаборатории определили оптимальные уровни освещенности отдельных элементов архитектурного ансамбля, расположение групп прожекторов и направление световых потоков. Так, согласно расчетам, средняя яркость поверхности главного монумента «Родина-мать зовет» должна была составлять 100 кд/м2.

освещение монументальных групп Исходная система освещения комплекса включала четыре группы по 20 прожекторов установленной мощностью 240 кВт. Лампы накаливания, используемые в прожекторах, имели срок службы всего 100 часов непрерывного горения, а мощность всей осветительной системы составляла 470 кВт.

Первая реконструкция системы освещения мемориального комплекса проводилась в 80-е годы. Тогда были установлены 40 прожекторов типа ПГЦ с более современными металлогалогенными лампами типа ДРИ 2000-6, которые имели средний срок службы до 2 тысяч часов. Мощность всей осветительной установки составляла уже 80 кВт.

Следующая реконструкция осветительной системы ансамбля была приурочена к 60-й годовщине Сталинградской битвы, которая праздновалась в 2003 году. Все проектные расчеты проводились с помощью программы Calculux в соответствии с требованиями СНиП «Естественное и искусственное освещение», регламентирующими освещенность поверхностей монументальных групп. Так как в новой системе были использованы еще более мощные прожекторы, их количество сократилось, и понадобились новые расчеты для определения места расположения прожекторных батарей, осуществляющих контурную и рефлексную засветку отдельных элементов архитектурного комплекса.

Для освещения центрального монумента «Родина-мать зовет» были использованы 4 основных и 4 вспомогательных боковых прожектора ArenaVision MVF403 с короткодуговыми металлогалогенными лампами MHN-SA 2000W/956, которые обеспечивали максимально высокую эффективность и наилучшее освещение скульптуры. Для придания освещению большего драматизма и создания театрального эффекта «сполохи пожара» были добавлены три прожектора DecoVision SVF607 с натриевыми лампами высокого давления типа SON-T 400W, имеющими низкую цветовую температуру 2000К.

художественная подсветка мемориала Работая над новым проектом художественной подсветки мемориала, главный художник проекта реконструкции Шумилин А. П. и главный художник города Остробородов В. Б. старались не просто добиться максимальной освещенности, но и подчеркнуть пластику фигур с помощью контрастов, игры света и тени. Это позволило акцентировать значимость и монументальность всего комплекса и его отдельных элементов. В результате проведенной реконструкции систем освещения главная скульптура мемориала стала хорошо различимой с расстояния 30 километров. При этом установленная мощность системы освещения статуи составила всего 18.8 кВт.

Существенной реконструкции подверглось освещение и других элементов, входящих в мемориал. В зависимости от конкретных задач, здесь были использованы прожекторы серии DecoFlood и встраиваемые в грунт прожекторы серии Pompei. Современные металллогалогенные лампы с керамическими горелками CDM Mastercolor, которые имеют высокую цветопередачу, позволили выделить все особенности материала и формы освещаемых скульптурных композиций.

Чтобы подчеркнуть направление движения от подножия кургана к вершине, на котором строится вся композиция комплекса, в его освещении применяются источники света с различной цветовой температурой — по мере движения вверх она повышается. Это позволяет создать цветовые контрасты и подчеркнуть выразительность отдельных архитектурных деталей. Так, монумент «Родина-мать зовет» освещается лампами с цветовой температурой 5600К, фигурные группы — источниками света с Тц 4200 и 3000К, а барельеф «Стены-руины» — лампами «White SON» с цветовой температурой 2400К и высокой цветопередачей Rа=85.

Общая установленная мощность системы освещения всего комплекса составила всего 26.7 кВт.

освещение мемориального комплекса Наша справка

Мемориальный комплекс «Мамаев Курган» был возведен в память героев Сталинградской битвы, которая стала переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны. Строительство памятника-ансамбля было начато в мае 1959, а официальное открытие состоялось 15 октября 1967 года. Над созданием мемориала работал авторский коллектив под руководством народного художника и главного скульптора СССР Е. В. Вучетича.

Помимо монумента «Родина-мать зовет», венчающего вершину кургана, в комплекс входят многофигурная скульптура-горельеф «Память поколений», аллея пирамидальных тополей, «Площадь Стоявших насмерть», гранитная лестница с монументальными скульптурами «Стены-руины», «Площадь Героев» с шестью монументальными двухфигурными скульптурными композициями, посвященными отдельным эпизодам битвы, «Зал воинской славы» и монументальная скульптурная композиция «Скорбь матери». Вдоль серпантина, по которому происходит восхождение к вершине кургана, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также установлены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза — участников Сталинградской битвы.

Композиционным центром ансамбля является скульптура «Родина-мать зовет», которая представляет собой 52-х метровую фигуру женщины с мечом в правой руке. Высота скульптуры составляет 85 метров, общий вес — 8 тысяч тонн. На создание скульптуры было израсходовано 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Монумент установлен на 16-метровом фундаменте, большая часть которого скрыта под землей.

На момент создания скульптура «Родина-мать» стала самым высоким в мире изваянием и была занесена в Книгу рекордов Гиннеса (для сравнения, статуя Свободы в Нью-Йорке имеет высоту 46 метров, а статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро — 38 метров). На данный момент монумент «Родина-мать зовет» занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.

Скульптура является современной интерпретацией образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать достойный отпор врагу.





Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Плюсануть
Поделиться
Запинить

Теги: Архитектурное освещение, Источники света, Освещение общественных пространств


Наверх