Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!
В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут
Закрыть окноНа протяжении истории система освещения мемориального комплекса «Мамаев Курган» была реконструирована несколько раз, в соответствии с требованиями времени, но при этом каждый раз сохранялся первоначальный замысел авторов архитектурного ансамбля.
Мемориальный комплекс «Мамаев Курган», воздвигнутый в честь героев Сталинградской битвы, является одним из памятников монументального искусства, в котором каждая архитектурно-скульптурная деталь подчиняется общему замыслу. При этом система освещения ансамбля играет одну из ключевых ролей в реализации общей идеи.
Все входящие в мемориал скульптурные композиции скомпонованы таким образом, чтобы подчеркнуть постепенное восхождение от подножия кургана, высота которого составляет 102 метра, к кульминационной точке — главному монументу всего комплекса «Родина-мать зовет!» высотой 85 метров. Именно на нем создается главный световой акцент, и по замыслу авторов он должен был быть виден с расстояния до 10 километров.
Первоначальное проектирование художественной подсветки мемориального комплекса было начато еще в 1965 году в лаборатории архитектурного освещения ВНИСИ (Всероссийский научно-исследовательский проектно-конструкторский светотехнический институт). Используя авторские модели входящих в комплекс памятников, сотрудники лаборатории определили оптимальные уровни освещенности отдельных элементов архитектурного ансамбля, расположение групп прожекторов и направление световых потоков. Так, согласно расчетам, средняя яркость поверхности главного монумента «Родина-мать зовет» должна была составлять 100 кд/м2.
освещение монументальных групп Исходная система освещения комплекса включала четыре группы по 20 прожекторов установленной мощностью 240 кВт. Лампы накаливания, используемые в прожекторах, имели срок службы всего 100 часов непрерывного горения, а мощность всей осветительной системы составляла 470 кВт.
Первая реконструкция системы освещения мемориального комплекса проводилась в 80-е годы. Тогда были установлены 40 прожекторов типа ПГЦ с более современными металлогалогенными лампами типа ДРИ 2000-6, которые имели средний срок службы до 2 тысяч часов. Мощность всей осветительной установки составляла уже 80 кВт.
Следующая реконструкция осветительной системы ансамбля была приурочена к 60-й годовщине Сталинградской битвы, которая праздновалась в 2003 году. Все проектные расчеты проводились с помощью программы Calculux в соответствии с требованиями СНиП «Естественное и искусственное освещение», регламентирующими освещенность поверхностей монументальных групп. Так как в новой системе были использованы еще более мощные прожекторы, их количество сократилось, и понадобились новые расчеты для определения места расположения прожекторных батарей, осуществляющих контурную и рефлексную засветку отдельных элементов архитектурного комплекса.
Для освещения центрального монумента «Родина-мать зовет» были использованы 4 основных и 4 вспомогательных боковых прожектора ArenaVision MVF403 с короткодуговыми металлогалогенными лампами MHN-SA 2000W/956, которые обеспечивали максимально высокую эффективность и наилучшее освещение скульптуры. Для придания освещению большего драматизма и создания театрального эффекта «сполохи пожара» были добавлены три прожектора DecoVision SVF607 с натриевыми лампами высокого давления типа SON-T 400W, имеющими низкую цветовую температуру 2000К.
художественная подсветка мемориала Работая над новым проектом художественной подсветки мемориала, главный художник проекта реконструкции Шумилин А. П. и главный художник города Остробородов В. Б. старались не просто добиться максимальной освещенности, но и подчеркнуть пластику фигур с помощью контрастов, игры света и тени. Это позволило акцентировать значимость и монументальность всего комплекса и его отдельных элементов. В результате проведенной реконструкции систем освещения главная скульптура мемориала стала хорошо различимой с расстояния 30 километров. При этом установленная мощность системы освещения статуи составила всего 18.8 кВт.
Существенной реконструкции подверглось освещение и других элементов, входящих в мемориал. В зависимости от конкретных задач, здесь были использованы прожекторы серии DecoFlood и встраиваемые в грунт прожекторы серии Pompei. Современные металллогалогенные лампы с керамическими горелками CDM Mastercolor, которые имеют высокую цветопередачу, позволили выделить все особенности материала и формы освещаемых скульптурных композиций.
Чтобы подчеркнуть направление движения от подножия кургана к вершине, на котором строится вся композиция комплекса, в его освещении применяются источники света с различной цветовой температурой — по мере движения вверх она повышается. Это позволяет создать цветовые контрасты и подчеркнуть выразительность отдельных архитектурных деталей. Так, монумент «Родина-мать зовет» освещается лампами с цветовой температурой 5600К, фигурные группы — источниками света с Тц 4200 и 3000К, а барельеф «Стены-руины» — лампами «White SON» с цветовой температурой 2400К и высокой цветопередачей Rа=85.
Общая установленная мощность системы освещения всего комплекса составила всего 26.7 кВт.
освещение мемориального комплекса Наша справка
Мемориальный комплекс «Мамаев Курган» был возведен в память героев Сталинградской битвы, которая стала переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны. Строительство памятника-ансамбля было начато в мае 1959, а официальное открытие состоялось 15 октября 1967 года. Над созданием мемориала работал авторский коллектив под руководством народного художника и главного скульптора СССР Е. В. Вучетича.
Помимо монумента «Родина-мать зовет», венчающего вершину кургана, в комплекс входят многофигурная скульптура-горельеф «Память поколений», аллея пирамидальных тополей, «Площадь Стоявших насмерть», гранитная лестница с монументальными скульптурами «Стены-руины», «Площадь Героев» с шестью монументальными двухфигурными скульптурными композициями, посвященными отдельным эпизодам битвы, «Зал воинской славы» и монументальная скульптурная композиция «Скорбь матери». Вдоль серпантина, по которому происходит восхождение к вершине кургана, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также установлены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза — участников Сталинградской битвы.
Композиционным центром ансамбля является скульптура «Родина-мать зовет», которая представляет собой 52-х метровую фигуру женщины с мечом в правой руке. Высота скульптуры составляет 85 метров, общий вес — 8 тысяч тонн. На создание скульптуры было израсходовано 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Монумент установлен на 16-метровом фундаменте, большая часть которого скрыта под землей.
На момент создания скульптура «Родина-мать» стала самым высоким в мире изваянием и была занесена в Книгу рекордов Гиннеса (для сравнения, статуя Свободы в Нью-Йорке имеет высоту 46 метров, а статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро — 38 метров). На данный момент монумент «Родина-мать зовет» занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.
Скульптура является современной интерпретацией образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать достойный отпор врагу.
Мы на выгодных условиях сотрудничаем с архитекторами и дизайнерами, сетевыми магазинами, строительными и девелоперскими компаниями, проектными организациями и дилерами. Свяжитесь с нами, и мы обсудим детали сотрудничества на особых условиях
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
Теги: Архитектурное освещение, Источники света, Освещение общественных пространств