8(800)555-45-50
бесплатный звонок
по всей России
Заказ обратного звонка

Ваши данные в полной безопасности
и будут использованы только для связи с вами

Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!

В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Закрыть окно

Не растром единым...

Не растром единым...

Поднимая глаза к потолку в поисках заблудившегося где-то в недрах офиса вдохновения, я не раз натыкалась взглядом на стандартные люминесцентные растры — типичное средство освещения большинства офисных помещений в нашей стране. За последний год работы я стала свидетельницей того, как вышли из строя сначала две лампы над моей головой, затем начала подмигивать и также погасла другая. Сегодня выяснилось, что в кабинете полностью не работают уже три светильника, а в одном светят только две лампы. Вдохновения эти открытия мне не добавили, зато натолкнули на мысль изучить подробнее вопрос, почему же столь живучи эти малопривлекательные и настолько же малоэффективные осветительные системы.

Откуда растры растут

Если история каждого отдельно взятого человека начинается с детства, то истоки любого производства в нашей стране стоит искать в советских «дорыночных» временах.

Советскую светотехнику всегда отличала ориентация на промышленные нужды. Так, к моменту распада СССР на освещение промышленных зданий и шахт приходилось около 800 миллионов световых точек, тогда как в осветительных системах офисов, общественных зданий и коммерческих учреждений было задействовано всего 180 млн. Соответственно распределялся и ассортимент. Из 85 млн. производимых в стране светильников 56 млн. предназначалось для освещения промышленных объектов и всего 20 млн. составляли светильники с люминесцентными лампами. На 2500 млн. ламп накаливания приходилось 155 млн. люминесцентных и 13 млн. газоразрядных ламп высокого давления («Очерк развития российского светотехнического рынка на современном этапе», Ю. Б. Айзенберг, А. А. Прытков, ВНИСИ, Ассоциация «Российский свет», 1999г.).

После распада Советского Союза светотехническая промышленность оказалась на грани краха, как, впрочем, и вся экономика. Многие производства прекратили работу на несколько лет. Реанимация отечественной светотехники совпала с перестройкой структуры экономики и ростом спроса на светильники для коммерческих, торговых и офисных объектов. Так как российские производители удовлетворить растущий спрос были пока еще не в состоянии, то за них это довольно оперативно проделали иностранные компании, в основном китайские, заполнив пустующую нишу отнюдь не дешевыми люминесцентными светильниками, популярность которых за рубежом уже начала падать.

Примерно в это же время на рынке появляются и потолочные плиты типа «Армстронг», надолго занявшие лидирующие позиции в оформлении интерьера общественных и коммерческих зданий. Именно им мы обязаны появлением растровых светильников, которые создавались под размеры модулей. Можно сказать, что эти два вида продукции способствовали продвижению друг друга.

Вдохновленные успехом растров, постепенно оживающие российские светотехнические компании переориентировали производство и в скором времени смогли предложить потребителю более дешевые отечественные аналоги популярных ЛЛ4×18. А тенденция к массовому производству привела к тому, что за 4-5 лет отечественный рынок люминесцентных растровых светильников совершил гигантский скачок («Тенденции рынка светильников для офисных, торговых, производственных, складских и иных нежилых помещений», журнал «Светотехника», № 6, 2004г.). Начало 2000-х годов можно считать эрой расцвета этого вида оборудования. Растры с энтузиазмом использовали все, кто так или иначе был связан с офисным и коммерческим освещением. Более популярными были разве что подвесные люминесцентные модули.

освещение офиса светодиодными светильниками INI led «Светские» стереотипы

Спрос на растровые светильники в начале нынешнего тысячелетия подогревался не только популярностью модульных потолков и отсутствием ассортимента офисных светильников как такового (рост девальвации в кризисные годы ограничил возможности импорта новых моделей). Развитие технологий давало возможность повышения эффективности за счет появления более качественных ламп и ПРА, а снижение себестоимости позволяло заинтересовать оптовых дистрибьюторов, проектировщиков и конечных потребителей. И хотя на сегодняшний день ни одно из этих условий уже не работает, растры продолжают править бал. Причина одна — устоявшиеся стереотипы.

Освещение офисных и коммерческих пространств на постсоветском пространстве до недавнего времени было преимущественно функциональным. Все, что требовалось от светильников, — это обеспечить необходимый уровень освещенности, прописанный в нормах. Желательно, с наименьшими затратами времени, сил и средств. В этом смысле растры действительно представлялись идеальным средством для проектировщиков и строителей.

Функциональный подход стал причиной того, что коммерческое освещение в России и странах СНГ какое-то время существовало в отрыве от дизайна интерьера, который развивался по своим законам. Поэтому и сейчас еще у нас можно встретить офисы, где стильное дизайнерское оформление, современная офисная мебель и оборудование соседствуют с традиционным освещением, реализуемым по устоявшейся схеме «модульные потолки + люминесцентный растр». Результат получается соответствующим — типовое освещение сводит на нет все попытки подчеркнуть индивидуальность магазина или офиса.

Тем не менее, светотехнические компании, целиком ориентированные на массовое производство, продолжают цепляться за устаревшую растровую модель, так как отказаться от нее означало бы начать полную реорганизацию производства и построение совершенно новой модели взаимодействия с конечными потребителями.

Поэтому нас по-прежнему уверяют в том, что растровые люминесцентные светильники являются идеальным решением для освещения офисов или торговых площадок. В крайнем случае компании-производители предлагают переоборудовать уже имеющиеся светильники под современные светодиодные линейные лампы или заменить их светодиодными аналогами. Но и в этом случае освещение хоть и становится более качественным и эффективным, оно абсолютно лишено выразительности, ведь растр остается растром, какая бы начинка ни находилась внутри.

И все же законы развития рынка берут свое. Современного потребителя уже не удовлетворяет массовое производство, его запросы становятся все более сложными и разнообразными. В то же время растет конкуренция, повышаются требования к качеству офисных и торговых площадей, в том числе с точки зрения дизайна. Типовой подход к осветительным решениям сменяется индивидуальным. Каким должно быть освещение, сегодня решают не строители, а дизайнеры и художники по свету, которых вряд ли вдохновляют растры.

Принципы художественного подхода к освещению, которые давно уже работают в сфере торговли, постепенно проникают и в офисы. Все чаще в современных деловых центрах можно встретить точечные светильники, даунлайты и даже прожектора на шинопроводе. Акцентный свет находит применение в освещении рабочих кабинетов, переговорных, зон ресепшен.

Световой дизайн становится все сложнее и выразительнее. И это не может не радовать не только творческих работников, которым вдохновляющая световая атмосфера просто необходима для эффективной работы. Комфортное, эмоционально воздействующее, поднимающее настроение и заряжающее энергией освещение — залог успешного функционирования любой компании. А потому, прощайте, растры. Ваше время ушло.





Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Плюсануть
Поделиться
Запинить

Теги: Освещение офисов


Наверх