8(800)555-45-50
бесплатный звонок
по всей России
Заказ обратного звонка

Ваши данные в полной безопасности
и будут использованы только для связи с вами

Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!

В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Закрыть окно

Антология мирового светодизайна: Инго Маурер

Антология мирового светодизайна: Инго Маурер

Давно известно, что свет воздействует на чувства и мысли, он способен заряжать энергией, пробуждать желания, вдохновлять на творчество. Свет может нести определенную идею и выражать смысл, поэтому говоря об освещении, мы все чаще используем понятия, сближающие свет с искусством.

Световой дизайн, понятие относительно новое для нашей страны, как и любое искусство, связан с личностью конкретного художника по свету. Цикл наших статей «Антология мирового светодизайна» посвящен наиболее известным представителям этого направления.

Свет обладает огромным потенциалом и имеет сотни возможностей для превращения пространства в нечто новое. Инго Маурер Как это ни странно (а может как раз вполне закономерно), но один из самых известных светодизайнеров мира никогда не изучал ни дизайн, ни архитектуру. Но это никак не мешает ему вот уже более пятидесяти лет заниматься тем, что он сам называет искусством Созидания Света.

Первый успех и известность Мауреру принесла серия светильников с использованием традиционных японских вееров. Для ее создания в начале 1970-х годов дизайнер несколько раз посетил Поднебесную, где наблюдал за работой мастеров по изготовлению этих аксессуаров, которые нередко являются настоящими шедеврами. Тонкая японская бумага и сейчас вдохновляет его на создание новых работ благодаря особому, только ей присущему изяществу воплощения замысла.

Инго Маурер (Ingo Maurer) родился в 1932 году в Южной Баварии — на острове Райхенау (Боденское озеро), в семье рыбака. В Германии и Швейцарии получил первое образование, по специальности «работник типографии». Изучал графический дизайн в художественной школе Мюнхена в 1954-1958 гг., работал в типографиях. С 1960 по 1963 жил и работал свободным дизайнером в США, в Нью-Йорке и Сан-Франциско. После возвращения на родину занялся дизайном светильников, создав собственную экспериментальную студию Atelier Design M.

Чтобы не продавать свои творческие идеи и изобретения, Инго Маурер создал свое предприятие по производству светильников — компанию «Ingo Maurer GmbH», коллектив которой практически не меняется вот уже несколько десятилетий. «Люди — это самая важная составляющая моей жизни», — отмечает дизайнер, который считает необходимым условием совместного творчества постоянный диалог.

В компании Маурера нет отдела маркетинга в традиционном его понимании, так как Маэстро света считает неприемлемым для себя во что бы то ни стало продавать людям то, что им совсем не нужно. Тем не менее «Ingo Maurer GmbH» успешно существует вот уже более 50 лет, создавая не просто светильники, а произведения искусства. По словам художника, благодаря тому что в мире достаточно ценителей оригинальных вещей, он в конце месяца может оплачивать свои счета.

На вопрос о том, что может вдохновить его на создание светильника, мастер отвечает, что вдохновение может произрастать из любого предмета или явления. Поэтому выбор материалов, форм и способов воплощения задуманного у Инго Маурера почти неограничен. Среди его работ есть светильники, созданные с использованием тюбиков от зубной пасты, рыболовной сети, рамок для фотографий, бутылочек от Campari, страусиных перьев, записок с признаниями в любви. Но несмотря на кажущуюся декоративность, все они вполне функциональны.

Умение трансформировать свет в конкретную форму, создаваемую из самых обычных вещей, и эксперименты со световой средой нередко приводят Инго Маурера к настоящим открытиям. Так, систему «YaYa Ho», демонстрация которой стала одним из культовых событий на светотехнической ярмарке Euroluce в Милане в 1985-ом, можно считать отправной точкой в развитии шинных, а затем и струнных осветительных систем.

Один из самых любимых инструментов в мастерской художника — лампа накаливания. Она вдохновила его на создание множества известных работ, среди которых настольная лампа BULB, подвес WONDERLUX, люстра с голографической пластиной WO BIST DU EDISON (Где ты, Эдисон?), крылатая лампочка-светильник LUCELLINO и другие. После введения в Евросоюзе ограничений на производство и продажу ламп накаливания свыше 60 Вт, а также запрета на продажу белых матовых ламп, в их защиту Мастер создал концепт «Euro condom», превратив свою любимицу в очередной шедевр дизайнерского искусства.

Человеческий мозг нуждается в провокации, тогда он думает о чем-то невозможном. Инго Маурер Инго Маурер признается, что неуверенность является отправной точкой в создании всех его работ. Спонтанное созидание, когда не знаешь точно, что получится в результате, приносит ему наибольшую радость. Поэтому концепция светильника зачастую возникает уже после того, как он начинает функционировать.

Награды и премии

Орден «Chevalier des arts et des letters» министерства культуры Франции; Почетное звание «Royal Designer of Industry» Британской Королевской академии Искусств; Звание «The Fourth Oribe Awards» Академии дизайна Гуфи (Япония); Премия Georg Jensen Priz; Звание «Primavera del Dessiny», Барселона; Премия «Lucky Strike Designer Award» Фонда Рамона Леви; Дизайнерская премия г. Мюнхена. Светильники Инго Маурера — не просто дизайнерские светильники. Это своеобразные световые произведения искусства, в которых нет ничего лишнего, как нет и традиционных составляющих — лампы, абажура, корпуса. Это неделимое целое, и только так они могут существовать.

Своей главной задачей дизайнер считает воплощение рассеянного в пространстве света в материальную форму, видимый образ, несущий определенную информацию. При этом сама форма вторична, ведь именно от света зависит все живое вокруг, наше настроение, наше самочувствие.

Инго Маурер неоднократно отмечал, что в его работах нет определенного стилистического единства. Неповторимость каждого светильника позволяет дизайнеру реализовывать самые разнообразные проекты освещения — от дефиле мэтров Высокой моды до станции мюнхенского метрополитена «Westfriedhof», выставки «Reves de Diamants» концерна «Chanel», концертного зала Rockhal в Люксембурге или атрия торгового дома «Lafayette Maison» в Париже.

Но что бы ни делал Инго Маурер, которого называют и волшебником, и провокатором, и гуру современного светового дизайна, он старается нести радость людям, создавать настроение праздника, передавая свое восхищение окружающим миром, в котором удивительное можно найти в самом привычном и обыденном.





Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Плюсануть
Поделиться
Запинить

Теги: ART, Светодизайн, Декоративное освещение


Наверх