8(800)555-45-50
бесплатный звонок
по всей России
Заказ обратного звонка

Ваши данные в полной безопасности
и будут использованы только для связи с вами

Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!

В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Закрыть окно

Свет будущего символу прошлой эпохи

Свет будущего символу прошлой эпохи

Более 10 лет понадобилось для того, чтобы найти средства для реставрации одного из известнейших памятников монументального искусства, который давно уже стал чем-то большим, чем просто «идеал и символ советской эпохи», как назвали скульптуру в Новой российской энциклопедии. Речь идет о монументе Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», который был создан в 1937 году для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. В процессе реставрации скульптура не только вернулась на положенную высоту 32 метра, как это изначально задумывалось авторами (замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану), но и получила новую систему освещения, которая была заново спроектирована исходя из основной идеи.

«Скульптуру можно светом убить и возродить. Если свет падает на нее в лоб, ее нельзя смотреть — она покажется плоской. Какое будет освещение в Париже? Случайно к нам зашел скульптор Б.Д. Комаров, хороший методист, в 1930 году окончивший одновременно Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) и Архитектурный институт. Он взялся выяснить точно, как будет освещаться скульптура в Париже. Пошел в планетарий и попросил дать небо над Парижем от мая до октября. По плану Парижа и по положению советского павильона на выставке он установил, что с утра свет будет падать на скульптуру сзади, а вечером спереди», — рассказывает в своих воспоминаниях о подготовке к выставке в Париже Вера Мухина. Сегодня благодаря свету скульптура обрела прежнее величие и по праву стала одним из символов исторической связи поколений в нашей стране.

Проект освещения монумента начали разрабатывать в 2009 году (одновременно с реконструкцией и реставрацией), через год он был реализован, а еще год спустя состоялось открытие отреставрированной скульптуры. Разработка проекта шла в строгом соответствии со скульпьтурно-архитектурным замыслом. Четко расставленные акценты помогли выдвинуть на передний план и подчеркнуть отдельные выразительные элементы композиции в ночное время, сохранив общую идею, хорошо переданную в мосфильмовской заставке. Яркий оранжевый свет в ролике символизирует первые предрассветные лучи солнца, которые заливают фигуры рабочего и колхозницы.

Композиция светового сценария строится от центра скульптуры: сначала выделяется фасад, центральный вход и герб-эмблема, затем свет расходится в стороны. Чтобы подчеркнуть вертикальные плоскости, отдельная группа светильников была направлена вверх. Несколько прожекторов подчеркивают линии боковых фасадов и карнизов, барельефы и флагштоки.

Объем скульптурной группы создается контурным освещением теплой тональности и комбинацией подсветки разной цветовой температуры и интенсивности. Максимально яркий «рисующий» свет выделяет отдельные элементы, накладывая резкие тени, более мягкий «заполняющий» свет равномерно покрывает всю композицию, «моделирующий» свет накладывает дополнительные тени и создает блики на отражающих деталях и, наконец, контровый свет очерчивает световой контур скульптуры. Отдельно узким лучом подсвечивается серп и молот.

Задняя подсветка натриевыми лампами с ярко выраженным золотисто-оранжевым оттенком свечения в сочетании с теплым белым светом и яркой фронтальной подсветкой металлогалогенными прожекторами создает визуальный объем скульптуры с наступлением темноты. В облицовке фасада использован камень с трех разных карьеров с разных концов страны, и акцентный свет хорошо помогает подчеркнуть разницу в его фактуре.

Сложнее всего было реализовать подсветку цокольных конструкций из черного мрамора, который почти не отражает свет. Для этого используются встроенные в грунт светильники с корпусами из нержавеющей стали. Для дополнительной защиты была продумана специальная дренажная система, особенно актуальная в зимнее время, когда снег тает под действием тепла, выделяемого работающими светильниками. В то же время при их остывании вода, замерзая, может вызвать деформацию корпуса. С учетом промерзания почвы, глубина дренажа составила 1 метр. Это позволит воде не скапливаться в месте залегания оборудования.

Для подсветки эмблемы-герба были спроектированы специальные кронштейны, позволяющие поворачивать прожектора в разные стороны под различными углами. Все конструкции, так же как и корпуса светильников и метизы (шайбы, винты и гайки) изготовлены из нержавеющей стали либо из металла, обработанного методом горячего цинкования, с противокоррозийным покрытием. Учтены были ветровые нагрузки и атмосферные влияния, что позволит системе успешно функционировать долгие годы.

Освещение выставочных залов также комбинированное. Здесь использованы люминесцентные модульные системы для общего света в проходных галереях, галогенные лампы с инфракрасными и ультрафиолетовыми фильтрами для подсветки экспонатов и программируемые по DALI и KNX светильники на шинопроводе в четырех выставочных залах. В каждом зале имеется пульт и тач-панель, с помощью которых осуществляется управление: можно, например, задавать определенную яркость и время включения/выключения отдельных прожекторов.

Надо сказать, что сложная система освещения, на настройку которой ушло несколько месяцев, сейчас полностью находится в ведении руководства комплексом, которое на момент сдачи объекта успело поменяться, а новые владельцы не выразили особого желания соблюдать правила эксплуатации с соблюдением всех светотехнических норм. В частности, качество фасадной подсветки во многом зависит от характеристик ламп, которые тщательно подбирались по многим параметрам. Достаточно при замене поставить лампы не той цветовой температуры, чтобы нарушить общую световую картину. Так что запас прочности, изначально заложенный проектировщиками в систему освещения монумента, во многом зависит от пресловутого человеческого фактора, который зачастую бывает гораздо безжалостнее времени и природных катаклизмов.

Несколько интересных фактов о скульптуре


На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной скульптурной группы «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, и скульптура «Ника Самофракийская».

Считается, что скульптура стала символом киностудии Мосфильм с 1947 года. Однако «Рабочий и колхозница» впервые появились в заставке не в «Весне» Г. Александрова (1947), а на год раньше, в комедии С. Юткевича «Здравствуй, Москва».

Увидев постамент для установки памятника в Москве (он был на 10 метров ниже парижского), Вера Мухина назвала его «пеньком».

В 1998 году была проведена акция по спасению памятника, который в тот момент находился в аварийном состоянии. «Рабочий и колхозница» были облачены в комбинезон и сарафан цветов российского флага и простояли в таком виде три дня. Одежду для памятника 560-го размера изготовило текстильное объединение «Монолит».

По материалам журнала «Lumen & ExpertUnion» #02/2013

Ночная подсветка скульптуры "Рабочий и колхозница" с высоты птичьего полета":





Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Плюсануть
Поделиться
Запинить

Теги: Архитектурное освещение, Освещение общественных пространств, Музейное освещение


Наверх