8(800)555-45-50
бесплатный звонок
по всей России
Заказ обратного звонка

Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!

В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Закрыть окно

Феномен света

Феномен света

В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) проходит выставка «Пространство LUCIDA», представляющая работы современных художников и дизайнеров из России, Франции, Голландии, США, Австрии и Германии, для которых свет является уникальным творческим инструментом, а не просто составляющей системы освещения. Выставка стала результатом сотрудничества международного фестиваля «TodaysArt» (Гаага, Голландия) и объединения «Выставочные залы Москвы».

Инсталляцию Endless (Бесконечный) от российско-немецкого дуэта molitor&kuzmin, в коллекции которого немало работ, созданных с использованием люминесцентных ламп, можно считать своеобразным идейным центром экспозиции. Выложенные по кругу трубки ламп символизируют ритуальный костер и в то же время являются метафорическим изображением солнечных лучей. Так авторы подчеркнули извечное стремление человека к свету, который связывает нас с бесконечной Вселенной и символизирует круговорот времени (как не вспомнить здесь свет уже погасших звезд, который мы продолжаем видеть). Эта мысль воплощена и в сети проводов, которые тянутся от ламп к крестообразной плате на потолке, удивительно напоминая струи дыма от костра.

Более современные технологии освещения, или в нашем случае лучше сказать технологии воспроизведения света, использует голландский художник по свету Gabey Tjon а Tham в своей кинетической свето-музыкальной установке «)))))repetition at my distance». Она представляет собой 16 вибрирующих люминесцентных проводов ярко-голубого цвета, вращающихся с разной скоростью. Их движение и звуки, напоминающие шелест ветра в ветвях деревьев, создают почти медитативный эффект, завораживая магнетизмом световых и звуковых волн.

Идея сонорной инсталляции «Ликани» российского дизайнера Владимира Тарасова возникла во время пребывания автора в одноименной грузинской деревушке неподалеку от источников Боржоми. Если включить воображение, в свето-музыкальной композиции можно услышать стрекотание цикад, журчание реки Мтквари и увидеть свет мириад светлячков, танцующих в ночном воздухе свои замысловатые танцы.

Световая проекция «Маленькая машина истории искусств» Андреаса М. Кауфманна (Андреас М. KAUFMANN,Германия) возвращает нас в эпоху Возрождения: «перст указующий» – одна из деталей росписи Сикстинской капеллы Микеланджело. По замыслу автора, инсталляция должна показать зрителям природу взаимоотношений пространства со светом. Изображение животворящей руки Бога, проецируемое с помощью вращающегося проектора, перемещается в пространстве, то приобретая отчетливую резкость, то искажаясь и практически исчезая, в зависимости от расстояния. При этом кажется, что изменяется и скорость перемещения проекции, хотя скорость вращения проектора остается неизменной: он делает полный оборот за три минуты. Изменение скорости кажущееся из-за разницы отражения проекции на близких или отдаленных предметах. Таким образом воплощается мысль о том, что пространство и свет могут изменять смысл, значение и даже содержание произведения искусства.

От классики зритель тут же переходит к авангарду, представленному работами одного из самых известных русских художников-авангардистов Эрика Булатова и Ильи Кабакова – классика отечественного концептуализма. На выставке можно также познакомиться с произведением американского авангардиста Джона Кейджа (John Cage), которое тот создал за год до своей смерти. One 11 with 103 – это фильм, в котором нет ни игры, ни собственно сюжета, а только свет и музыка на протяжении 90 минут.

Инсталляция «Цитадели: общая структура» художницы из Голландии Маттайс Мюнник (Matthijs Munnik) – своего рода эйфория света, созданная на грани возможностей восприятия человеческим глазом, и испытание для всех органов чувств. Игра цветовых бликов и всполохов на огромной конструкции-мониторе вызывает рефлекторное желание зажмуриться, обостряя тем самым слух и включая воображение.

Так художники отразили свое понимание природы света как связующего звена между человеком и Вселенной. Конечно, большинство из выставочных экспонатов банально подключено к розетке, но кто сказал, что такое подключение нельзя рассматривать как некую модель нашей астральной связи с прошлым, будущим и с космосом посредством света.

Выставка продлится до 30 марта. В ней задействованы одновременно четыре площадки: Государственный центр современного искусства (31 января – 16 марта), «Выставочные Залы Москвы» – «На Каширке» (14 февраля – 9 марта), «Галерея Беляево» (27 февраля – 23 марта) и «Пересветов переулок» (6 – 30 марта). Каждая представит феномен света в различных формах. Так, в зале «На Каширке» можно проследить медийные воплощения света в кино, фотографии и концепт-объектах, а «Пересветов переулок» знакомит зрителей с эволюцией света в искусстве. Экспозиция «Галереи Беляево» воплощает идею Малевича о смене световых моделей с природных на технологические и преобладании в жизни современного человека искусственного света. Наконец, в залах ГЦСИ все эти направления объединяются, представляя самые разнообразные трактовки одной идеи: свет – это наше все!





Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Плюсануть
Поделиться
Запинить

Теги: ART


Наверх