8(800)555-45-50
бесплатный звонок
по всей России
Заказ обратного звонка

Ваши данные в полной безопасности
и будут использованы только для связи с вами

Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!

В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Закрыть окно

Все, что вы хотели бы знать про абажуры

Все, что вы хотели бы знать про абажуры

АбажурыАбажур – известная многим из нас с детства деталь интерьера, обычно вызывающая самые положительные эмоции и ассоциации с атмосферой семейного счастья и домашнего уюта. Сегодня этот элемент, изначально имевший чисто функциональное назначение, позволяет создавать самые разнообразные светодизайнерские композиции не только в интерьерах различного назначения, но и на улице.

В наши дни любой желающий может купить простенький и дешевый светильник с абажуром для частного интерьера в Ikea или Leroy Merlin. Однако при всем богатстве выбора в этих магазинах они могут удовлетворить далеко не все потребности. Поэтому в последние годы в России активно развивается такое направление, как изготовление абажуров на заказ.

Абажур (от франц. abat-jour, дословно — «ломает свет») — составная часть светильника для защиты глаз от слепящего воздействия источника света. Также успешно используется в дизайне интерьеров для создания атмосферы домашнего уюта и особой обстановки камерности.

Как известно, почти все новое – это хорошо забытое старое, не является здесь исключением и абажур, придуманный человечеством много веков тому назад. «Предками» современных абажуров были световые ширмы, известные в европейских странах еще с XIV века. Обычно они выполнялись из фарфора, бумаги, металла, картона или полированного стекла (каркас) и ткани или бумаги (рассеивающий экран – прообраз рассеивателя) и устанавливались на основание факела, а впоследствии – подсвечника.

Портрет собирателя рукописей и старопечатных книг - графа Ф.А. Толстого на фоне канделябра с абажуром

С XVII века также использовались отражатели из стекла, бумаги или фарфора на металлическом каркасе – они приглушали свет от свечей на бронзовых канделябрах. Со временем абажуры заняли прочное место на масляных, керосиновых, а потом и электрических лампах. Последние имели большое преимущество перед источниками света с открытым огнем: они не могли сильно опалить или даже поджечь абажур.

Постепенно этому элементу светильников стали уделять особое внимание дизайнеры и декораторы. Абажуры начали украшать бахромой, оборками, бисером. Абажур перестал быть просто функциональной частью светильника и превратился в элемент дизайна интерьера. В конце XIX века с приходом эпохи модерна абажуры стали расписывать орнаментами в виде цветов, листьев, бабочек и птиц. Менялись и формы абажуров, появлялись новые материалы для их изготовления.

Так, отдельную страницу в истории светильников с абажуром заслуживает творчество дизайнера Луиса Комфорта Тиффани (США), члена семьи основателя знаменитой ювелирной фирмы «Тиффани и Ко». После посещения великолепного готического собора во французском Шартре он так впечатлился витражами средневековых стеклодувов, что сам занялся созданием сложных композиций из цветного стекла для храмов, а также стеклянных абажуров. Самые знаменитые светильники этого мастера: «Лист лотоса», «Стрекоза», «Ракитник — золотой дождь».

Абажур «Стрекоза» из цветного стекла авторства Луиса Комфорта Тиффани

Абажур «Стрекоза» из цветного стекла авторства Луиса Комфорта Тиффани

Одним из самых известных светильников XX века также стала настольная или напольная лампа рассеянного света с абажуром из белого опалового метакрилата, созданная итальянским дизайнером Гае Ауленти. По характерной форме рассеивателя лампа получила название Pipistrello («Летучая мышь»). Светильник, появившийся в 1965 году, был реализован с применением самых современных на тот момент технологий: штамповки телескопической стойки и прессования метакрилата.

Лампа Pipistrello в экспозиции «Проект Свет» на выставке Арх-Москва – 2015

Pipistrello («Летучая мышь») был реализован в 1965 году с применением самых современных на тот момент технологи

Увы, в нашей стране абажуры были осуждены в 1920-х годах как проявление «мещанства» и «мелкобуржуазности». Не жаловали их и конструктивисты с супрематистами. В ту эпоху даже появился лозунг: «Освободить лампочку Ильича от пыльных тряпок буржуазии!».

Большой потолочный абажур с бахромой над обеденным столом – символ домашнего уюта в советское время. На фото – дача Антона Табакова

Со временем шелковые абажуры с бахромой стали восприниматься в сознании многих советских граждан как символ собственной уютной квартиры или дачи

Однако со временем шелковые абажуры с бахромой стали восприниматься в сознании многих советских граждан как символ собственной уютной квартиры или дачи, где можно было отдохнуть в узком семейном кругу от коллективистского мира бараков, коммуналок и общежитий. В то же время с переселением множества граждан в «хрущевки» с их низкими потолками подвесные светильники с абажурами стали уступать место настенным бра и напольным торшерам – опять же украшенным абажурами. Бра с подвесками из прозрачной пластмассы считались отличным дополнением интерьера квартиры или дачи. Поныне у многих наших соотечественников светильник с абажуром вызывает прочные ассоциации с домашним уютом, что, например, нашло отражение в концепции популярного московского «домашнего кафе» «Абажур».

Светильники с абажурами используются в залах и на верандах баров, ресторанов и кафе, в вестибюлях и холлах гостиниц и бизнес-центров, в магазинах одежды, лоунж-зонах, бильярдных, переговорных комнатах офисов и др.

Современное производство абажуров на заказ подразумевает их изготовление из самых различных материалов: стекла, пластмассы, металла, ткани, картона, искусственной кожи. По форме они могут представлять собой, например, конус, шар, параболоид, параллелепипед, цилиндр или любую их комбинацию. Абажур может быть украшен с помощью различных техник: бисероплетения, вышивки, макраме. Помимо частных интерьеров, подвесные, напольные и настенные светильники с абажурами широко используются в общественных пространствах: в залах и на верандах баров, ресторанов и кафе, в вестибюлях и холлах гостиниц и бизнес-центров, в магазинах одежды, лоунж-зонах и чиллаутах, бильярдных залах, переговорных комнатах офисов и др.

Желтые уличные абажуры в центре Екатеринбурга (слева) и большие уличные абажуры на проспекте Картье в Квебеке (справа)

Благодаря развитию технологий, в наше время возможности применения абажуров поистине безграничны. Например, в январе 2015 года на одном из центральных проспектов канадского города Квебек были установлены крупногабаритные уличные светильники с большими дизайнерскими абажурами.

А в январе 2013 года в рамках фестиваля «Не темно» в Екатеринбурге известный уличный художник Тимофей Радя установил в центре города напротив Оперного театра два желтых абажура на кованых фонарях. «Оригинал абажура был найден у деда в гараже», - признался сам автор. Впоследствии этот арт-объект вновь появился на улицах столицы Урала в январе 2014 и 2015 годов, придавая зимним улицам необычную атмосферу уюта.

Окончание следует.

Абажуры как искусство: видеоролик с танцующими абажурами от Cirque du Soleil, ETH Zurich и Verity Studios:





Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Плюсануть
Поделиться
Запинить

Теги: ART, Светодизайн, Освещение офисов, Освещение салонов красоты, Освещение ресторанов, Осветительное оборудование, Освещение общественных пространств, Декоративное освещение


Наверх