8(800)555-45-50
бесплатный звонок
по всей России
Заказ обратного звонка

Ваши данные в полной безопасности
и будут использованы только для связи с вами

Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!

В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут

Закрыть окно

Свет в тоннелях, или Другая жизнь Московского метро

Свет в тоннелях, или Другая жизнь Московского метро

Хотя мы и проводим в подземке по нескольку часов каждый день, настоящая жизнь ее остается скрытой от глаз обывателя. Работники метро, особенно те, кто работает там, под землей, в чем-то даже считают себя отдельной кастой и немного снисходительно относятся к «пассажирам» (это емкое слово в равной степени относится и к тем, кто практически никогда не пользуется услугами общественного транспорта). Большинству из них никогда не узнать, что же на самом деле представляет собой этот сложный, загадочный и временами даже опасный мир.

Но иногда появляется возможность заглянуть туда, куда простому смертному вход заказан и прегражден табличкой «Стой! Прохода нет!» (может быть, не точь-в-точь с такой надписью, но что-то в этом роде обязательно должно быть на подступах к святая святых метрополитена – тоннелям и перегонам). Но есть люди, которые всеми правдами и неправдами всяческие запреты преодолевают, приподнимая завесу таинственности, которая всегда окутывает метрополитен для непосвященных. Один из таких людей – фотограф Александр "Russos" Попов (ник в LIVEJOURNAL http://russos.livejournal.com/ ), делающий совершенно потрясающие снимки во время ночных рабочих обходов. В одном из своих постов, в частности, он рассказал про освещение тоннелей метрополитена.

Каждую ночь, как только прекращается движение поездов, в тоннелях метрополитена начинается другая жизнь. Впрочем, можно сказать, что она и не прекращается ни на минуту, а лишь активизируется в ночное время, когда на путях проводятся профилактические и ремонтные работы м технологическое обслуживание рельс. Конечно же, для работы требуется освещение. Светильники для метро, устанавливаемые по обеим сторонам тоннеля на высоте около 3 метров, почти не видны пассажирам. Они монтируются вдоль свода на расстоянии 4-5 метров друг от друга в шахматном порядке на стальную полосу, выполняющую также функции шины заземления.

Светильники основного, рабочего освещения монтируются на сильноточной стороне тоннелей. Они включаются около двух часов ночи, как только т снимается напряжение с контактного рельса. Именно поэтому пассажирам обычно не видны тоннельные светильники. Включение рабочего освещения на всем участке тоннеля в момент движения поездов возможно только в экстренных случаях. В остальное время мы можем видеть лишь так называемый адаптационный свет на участках непосредственно перед въездами/выездами станций. Это освещение необходимо машинистам поездов, для которых въезд на ярко освещенную платформу сразу после темного тоннеля может вызвать временное ослепление.

В тоннелях и перегонах метро осуществляется два типа освещения – рабочее и аварийное. Аварийные светильники в метро работают с часа ночи и до 6 утра. Они монтируются на слаботочной стороне тоннеля и подключены к отдельной линии. Раньше светильники в метро работали от переменного напряжения 127 В, на более современных линиях подается 220 В. В случае сбоя в работе основной линии питания, на них подается постоянный ток от батарей. Круглосуточно освещаются путевые стрелки. Уровень освещенности тоннелей составляет 20 лк на уровне головок рельс – это примерно в сто раз ярче, чем свет в лунную ночь.

Метрополитен – одна из немногих сфер деятельности, упорно сохраняющих верность лампам накаливания. Хотя существующие нормы диктуют использование люминесцентных ламп, для освещения тоннелей по-прежнему устанавливаются светильники типа НСП, среди электриков получившие название «Астра», с лампами накаливания мощностью 60 Вт. Дело в том, что они одинаково хорошо работают от источника бесперебойного питания как переменного, так и постоянного тока, а также очень дешевы.

Однако существенные недостатки как самих ламп накаливания, так и светильников, в которых они используются, диктуют необходимость перехода на более эффективное оборудование. Достаточно сказать, что каждую ночь в тоннелях и перегонах заменяется сотни ламп: заявленный срок службы в тысячу часов на деле сводится к тремстам. Низкая световая отдача (порядка 10 лм/Вт) в условиях работы метрополитена усугубляется тем, что светильники не имеют никакой защиты от пыли и влаги.

Один-два раза в месяц тоннели подвергаются обработке специальным помывочным поездом (его еще называют поезд-брызгалка). Он проезжает тоннели на скорости 5-10 км/ч, мощными струями воды смывая накопившееся масло, пыль и грязь, чтобы не допустить возгорания. На время его работы электричество отключается.

Такая помывка становится причиной выхода из строя многих светильников. Под воздействием воды пыль забивается в глубь ламп и корпусов, уплотняется, а под действием высокой температуры при работе лампы прикипает к патрону настолько, что заменить вышедшую из строя лампу оказывается просто невозможно. Вот и выходит, что при всей дешевизне светильников для метро и ламп дорогой оказывается их эксплуатация. Да и освещенность при работе таких светильников получается намного ниже нормы.

В относительно новых тоннелях используются преимущественно светильники с люминесцентными лампами Т8 мощностью 36 Вт, обладающие более высоким сроком службы (до 5 тысяч часов при использовании электромагнитных ПРА) и светоотдачей до 80 лм/Вт. Однако эти лампы чувствительны к перепадам температур, а при низких температурах существенно теряют в световом потоке (до 80% при минус 20 градусах Цельсия). На участках, где температура равна уличной, использовать эти лампы экономически нецелесообразно.

Вблизи веншахт и на открытых переездах зачастую используются дуговые ртутные люминофорные лампы, которые не боятся низких температур и более эффективны, чем лампы накаливания, хотя и уступают люминесцентным. Такие недостатки ртутных ламп, как плохая цветопередача и сине-зеленый спектр свечения, в тоннелях не столь критичны. Однако у них есть и более существенный недостаток, препятствующий повсеместному использованию – время разгорания до 10 минут с момента включения. Кроме того, при сбоях в питании такая лампа не зажжется сразу – ей требуется до 15 минут, чтобы остыть.

Казалось бы, наиболее выигрышно в условиях работы метрополитена использовать светодиодные светильники, однако пока они не получили полного одобрения. Во-первых, по причине обновления элементной базы светодиодов каждые два года, отсутствует единый стандарт в отношении электронных компонентов и формы корпусов, что существенно осложняет ремонт светильников, поэтому их часто приходится заменять полностью. Немало нареканий со стороны путейцев вызывает и высокая яркость – при малых размерах это вызывает эффект ослепления.

Используемые в метрополитене относительно дешевые модели светодиодных светильников комплектуются драйверами со сроком службы в среднем порядка 20 тысяч часов, а их световая отдача достигает в среднем 60 лм/Вт, что не так уж и много.

Поиски оптимальных для работы в специфических условиях метро светильников ведутся постоянно. Не так давно была проведена реконструкция освещения на участке от станции Смоленская (Филевская) до выезда на метромост. Это один из самых сложных с точки зрения эксплуатации осветительного оборудования участков. В уличных погодных условиях светильники должны абсолютно герметичными и надежными.

Люминесцентные светильники MOSKAU немецкого производителя Norka, адаптированные под условия российского метрополитена, отличаются высокой степенью защиты IP 68 и вполне могут выдержать затопление, столь живописно представленное в фильме «Метро». При потребляемой мощности 28 Вт они имеют световую отдачу 104 лм/Вт и заявленный срок службы 58 тысяч часов. При этом срок службы электронной ПРА 200 тысяч часов, и работать он может как от переменного, так и от постоянного тока, а блок ЭПРА гарантирует бесперебойную работу на случай скачков напряжения до 4 кВ или других отклонений в работе сети. Аналогичные светильники работают в тоннелях метрополитенов Норвегии, Швеции и Финляндии. Аналогичное оборудование используется в моторвагонном депо «Металлострой» в Санкт-Петербурге для боковой подсветки смотровых ям.

О новом проекте освещения станции метро, реализуемой с непосредственным участием специалистов нашей компании, читайте здесь: http://www.mdm-light.ru/publications/news/12183/?sphrase_id=5354.

Смотрите также видеосюжет телеканала «Москва 24» от 9 июня 2015 года о проекте освещения станции метро "Новопеределкино" от компании "МДМ-ЛАЙТ":

Вторая часть сюжета от 23 июня 2015 года:

По теме. В 2013 году стартовала программа полного перевода системы освещения парижского метрополитена и станций пригородных электричек на энергоэффективные LED-технологии (видео английского светотехнического портала LuxReview):





Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Плюсануть
Поделиться
Запинить

Теги: Технологии, LED, Осветительное оборудование


Наверх